Кулик А.В. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Понимание закономерной многоаспектной взаимосвязи культуры, образования и человека служит основанием не только для теоретического выстраивания образовательных концепций (парадигм, моделей), но и для практического проектирования содержательных и процессуальных элементов образования, разработки технологий обучения и воспитания. Стремительное развитие общества, культурная глобализация ведут к сближению различных стран, широкому использованию иностранных языков (особенно английского) для международного общения, росту международного туризма, росту использования интернета. Понятно, что и образование не может стоять в стороне от процесса всеобщей интеграции, стандартизации и сближения между разными странами мира. Здесь слово «глобальный» определяет главную цель образовательной системы готовить высококвалифицированных специалистов для решения глобальных проблем. Причем, можно выделить два аспекта глобализации образования. С одной стороны, экономика, промышленность стремятся к объединению с образованием с целью превращения интеллектуальных ресурсов региона, страны или города в факторы, способствующие достижению экономического роста и других социальных задач.
С другой стороны, интернационализация экономической, социально-политической, культурной жизни современного мира требует обмена не только товарами и капиталами, но и знаниями, а теперь и студентами и преподавателями между высшими учебными заведениями и странами. Таким образом, глобализация образования стала вполне логичной и закономерной составляющей всеобщей глобализации.
Вхождение Беларуси в мировое образовательное пространство, развитие процессов гуманизации предопределили необходимость поиска новых подходов в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей. Современная школа отошла от репродуктивной модели образования, работающей на воспроизводство и стабильность имеющихся общественных отношений, к продуктивной, по своей сущности, гуманистической, культуроориентированной школе, целью которой является воспитание человека, способного к культурному созиданию, к творческому диалогу с природой, социумом.
Это связано с использованием культурологического подхода в образовании, с появлением новых методик профессионального образования, которые заключаются в обеспечении субъективной позиции будущего педагога.
За последние годы наметилось стремление внести существенные изменения в содержание, формы и методы профессионально-педагогической подготовки учителя, приблизить ее к современным потребностям школы, связанным, прежде всего, с гуманизацией и культуросообразностью ее деятельности. Нарастает тенденция подготовки учителя, способного не просто решать узкопрофессиональные задачи школьного предметника, но и обеспечивать трансляцию культуры в самом широком смысле слова.
Система образования является одним из механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формирования культуры межнациональных отношений в обществе. Подготовка учителя иностранного языка к реализации культурологического подхода связана с профессиональной деятельностью и имеет важное социальное и практическое значение. В социокультурном контексте изучения иностранных языков произошли существенные изменения, расширились прямые связи с зарубежными школами, начали разрабатываться совместные образовательные программы по межшкольному культурному и образовательному обмену учащихся, по совместной деятельности школ как партнеров в области общеевропейского образования, международного развития школьников, по участию в международных проектах. Концепция «культура без границ» привела к необходимости переосмыслить цели, задачи, содержание и технологии обучения иностранному языку в стране, принимая при этом во внимание, богатый национальный и международный опыт обучения иностранному языку.
В то же время при культурологическом подходе иностранный язык выступает средством развития личности и совершенствования учителя в его профессиональной деятельности. За годы учебы выпускник педагогического вуза должен подготовиться к профессиональной деятельности, преломить на практике идею диалога культур применительно к преподаванию иностранного языка.
Формирование гражданского общества обусловливает переход к образованию, отвечающему требованиям преемственности духовно-практического опыта поколений, поэтому целью образования стало развитие личности воспитанника и педагога в педагогическом диалоге.
Остро встают вопросы формирования необходимых профессиональных качеств учителей, коммуникативных умений на родном и иностранном языке. Для оптимизации готовности учителя к дальнейшему педагогическому развитию необходимо максимально соединить различные стороны языковой, культурологической, профессиональной подготовки.
Понимание языка не только как продукта развития общества, но и как средства формирования его мышления и ментальности становится исходным при рассмотрении процессов обучения иностранному языку. Подход к преподаванию иностранного языка как отображению социокультурной реальности делает необходимым ознакомление с культурным многообразием европейского континента, вкладом европейских культур в мировую культуру, с идей создания общеевропейского единого дома при сохранении культурного многообразия и национальной самобытности его обитателей.
Подготовка будущего учителя к культурному, профессиональному и личностному общению с представителями стран с иными социальными традициями, языковой культурой предполагает также формирование способности понимать ментальность носителей изучаемого языка, национальное своеобразие страны изучаемого языка, учет этих особенностей в практике обучения иностранному языку и в формировании личности учащегося как субъекта межкультурной коммуникации. Это предполагает открытость в отношении к другим культурам, к их изучению, уважение традиций и обычаев других народов, готовность к достижению понимания, нахождению взаимных интересов, к уходу от культурных предрассудков. Поэтому остро стоит проблема формирования духовности учителя, который способен помочь современным школьникам осознать и руководствоваться в жизни национальными и общечеловеческими ценностями.
Культурологический подход предполагает также интеграцию знаний о духовных ценностях. Духовность личности учителя есть необходимое условие формирования культуры подрастающего поколения.
В современных условиях одним из теоретических оснований культурологического подхода является то, что содержание образования включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: создание условий для равноправного диалога с этнокультурным окружением; обеспечение каждому возможности самоидентификации как представителю той или иной национальной культуры и традиций. Культурологический подход предполагает формирование толерантного сознания учителя иностранного языка и навыков соответствующего поведения.
Традиционное преподавание иностранных языков в нашей стране часто сводится к реализации информативной функции иностранного языка. Однако в современных условиях необходимо, чтобы культурологический аспект обучения иностранному языку превратился из вспомогательного в наиболее приоритетный.
Таким образом, мы считаем, что особое внимание при подготовке учителя необходимо обратить на изучение проблемы культуры и духовной жизни. Студентов следует ориентировать на то, что главной ценностью культуры является человек. Это позволяет соотносить все изучаемые феномены с человеком, его потребностями и интересами. Мы учитывали положение о том, что через культуру человек преодолевает свою природную ограниченность и однократность своего существования, осознает свое единство с природой, обществом, другими людьми, с прошлым и будущим.
Список литературы

  1. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. – М., 2010.
  2. Миролюбов, А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранному языку / А.А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. – 2011. № 5.
  3. Никитенко-Попова, З.Н. Каждому жителю Европы – иностранный язык с детства / З.Н. Никитенко-Попова // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 4.
  4. Сафонова, В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В.В. Сафонова // Иностранные языки в школе. – 2011. – № 3.
  5. Яковлева, Л.Н. Межкультурная коммуникация как основа обучения второму иностранному языку / Л.Н. Яковлева // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 6.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий