Культура выступает как сфера деятельности, социальный институт, а также как результат деятельности, определенным образом воздействующий на социум и опосредованный им. При этом вопрос о механизмах взаимодействия искусства и общества, и прежде всего молодежи, остается открытым.
Для выявления особенностей отношения к искусству белорусской молодежи в возрасте 18-29 лет в октябре 2013 г. было проведено количественное исследование с последующим применением качественного подхода к анализу данных. Выборка: 20 человек – студенты Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.
При проведении массового опроса в форме интервью «лицом к лицу» с респондентом в инструментарии применялся ряд открытых вопросов, которые позволили рассмотреть восприятие искусства в категориях самих респондентов, что, ввиду обозначенных выше причин, вероятно, является более эвристичным подходом к изучению данного феномена, чем внешнее навязывание системы категорий исследователя.
Для оценки «включенности» молодежи в поле искусства, заинтересованности различными формами культуры применялись два индикатора: интерес к конкретным видам искусства и частота посещений культурных мероприятий.
Для замера степени интереса к различным видам искусства был рассчитан индекс культурной заинтересованности, принимающий значения от (0) до (+1), где (0) – полное отсутствие интереса, а (1) – максимальная степень проявления интереса (табл. 1.1.)
Таблица 1.1 – Интерес к различным проявлениям культуры через виды искусства
Респондент | Музыка | Кино | Театр | Изобразительное
искусство |
1 | 0,8 | 0,9 | 0,2 | 0,1 |
2 | 0,7 | 0,6 | 0,3 | 0,2 |
3 | 0,9 | 0,8 | 0,2 | 0,3 |
4 | 0,7 | 0,6 | 0,3 | 0,2 |
5 | 0,4 | 0,6 | 0 | 0,1 |
6 | 0,7 | 0,7 | 0 | 0,2 |
7 | 0,6 | 0,6 | 0,1 | 0,1 |
8 | 0,5 | 0,7 | 0,2 | 0,2 |
9 | 0,8 | 0,8 | 0,4 | 0,7 |
10 | 0,9 | 1 | 0,2 | 0,5 |
11 | 1 | 1 | 0,3 | 0 |
12 | 0,6 | 0,9 | 0,4 | 0,3 |
13 | 0,8 | 0,4 | 0,2 | 0,2 |
14 | 1 | 0,6 | 0,3 | 0,1 |
15 | 0,9 | 0,5 | 0,7 | 0,2 |
16 | 0,8 | 0,4 | 0,4 | 0 |
17 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,3 |
18 | 0,6 | 0,8 | 0,2 | 0 |
19 | 0,5 | 0,5 | 0 | 0 |
20 | 0,7 | 0,7 | 0 | 0,2 |
Средний | 0,73 | 0,69 | 0,25 | 0,20 |
Распределение значений индексов позволяет выделить два типа искусства в рамках настоящего исследования: массовое (музыка и кино) и немассовое (театр и изобразительное искусство).
Следует отметить, что имеет место связь между степенью заинтересованности конкретным искусством и частотой посещения соответствующих учреждений.
Наличие связи между переменными свидетельствует о том, что роль учреждений культуры в ее трансляции остается существенной, несмотря на увеличение доступности артефактов благодаря сети Интернет и лояльному отношению к использованию нелицензионного контента.
Особое значение учреждения культуры имеют для киноискусства. Как следует из таблицы 1.2, кинотеатры наиболее посещаемы молодежью.
Таблица 1.2 – Частота посещения культурных мероприятий
Частота посещения (количество ответов) | |||||
1-2 раза в
неделю |
1-2 раза
в месяц
|
Несколько
раз в год
|
Практически
никогда
|
Нет
ответа
|
|
Концертов | 0 | 3 | 7 | 10 | 0 |
Киносеансов | 2 | 11 | 4 | 3 | 0 |
Спектаклей | 0 | 1 | 4 | 15 | 0 |
Художественных
выставок |
0 | 0 | 2 | 18 | 0 |
Результаты исследования показывают, что частота посещения связана с размером населенного пункта. Учитывая отсутствие подобной связи в отношении других типов культурных мероприятий, стоит отметить связь интереса к кинематографу с доступностью кинотеатров.
Для более подробного анализа восприятия конкретных видов искусства использовалась система открытых вопросов. Таким образом, респонденту не была навязана определенная логика ответа, что позволило получить информацию о непосредственном отношении молодежи к феноменам культуры (без воздействия опережающей исследовательской модернизации столь сложного предмета).
Что касается наиболее популярного вида искусства – музыки, то отказ от навязывания схем ответов респондентам был также обусловлен тем, что, во-первых, система стилей (как и других типологий музыкального искусства) динамична, а предлагаемые исследователями схемы и классификации могут быстро терять актуальность.
Во-вторых, содержание различных стилей и направлений воспринимается респондентами неоднозначно, а это еще больше усложняет процедуру операционализации. В-третьих, предлагаемый критерий дифференциации музыки может не отвечать представлениям респондента, что значительно снижает эвристический потенциал инструментария.
В качестве примера существования принципиально различных отношений к музыке, а, соответственно, и к ее дифференциации, можно отметить, что для ряда субкультур музыка выступает как идентификационный маркер, для радиостанций и лейблов она представляет собой товар, а для большинства людей музыка являет собой средство развлечения.
Рассмотрение открытого вопроса о предпочитаемых музыкальных стилях проводилось в виде критериального анализа. Было сделано предположение, что наиболее релевантным критерием дифференциации музыкального искусства для молодежи является стилистический, в связи с чем открытый вопрос формулировался следующим образом: «Какие музыкальные стили Вам нравятся».
Таблица 1.3 – Предпочитаемые музыкальные стили
Количество голосов (каждый респондент мог выбрать несколько стилей) | ||||
Поп / RnB | Рок | Рэп /Хип-хоп | Классика | Шансон |
13 | 11 | 5 | 4 | 3 |
В % | ||||
36,1 | 30,6 | 13,9 | 11,1 | 8,3 |
Абсолютное большинство молодых людей в возрасте 18-29 лет следовали за логикой вопроса и отвечали согласно стилистическому критерию.
Среди ответов, описывающих предпочитаемый стиль музыки, наиболее часто встречаются следующие: Поп (36,1 %), Рок (30,6 %), Рэп (13,9 %), Классика (11,1 %), Шансон (8,3 %).
Таблица 2.4 – Какое кино Вы предпочитаете?
Количество голосов (каждый респондент мог дать несколько вариантов) | ||
Белорусское | Российское | Зарубежное |
2 | 9 | 17 |
В % | ||
7,1 | 32,1 | 60,7 |
Среди представителей киноискусства белорусская молодежь отдает предпочтение иностранным актерам и режиссерам (60,7 % против 32,1 %, назвавших российских деятелей киноиндустрии).
При этом «белорусское» не создает серьезной конкуренции ни российским, ни другим иностранным культурным феноменам.
С одной стороны, это говорит об открытости белорусского культурного поля. С другой стороны, свидетельствует о превалировании иностранного (в первую очередь российского) массового культурного продукта в этом поле.
Таким образом, наиболее актуальные социально-культурные проблемы молодёжи связаны с мировоззренческой, идеологической, духовно-нравственной сферами бытия: формирование мировоззренческих основ смыслоориентации и социально-культурной идентификации молодёжи; развитие механизма духовной преемственности поколений; развитие интереса молодёжи к отечественной культуре, её истории, традициям.
По нашему мнению, именно через молодёжную культуру должны формироваться в значительной мере познавательные навыки молодежи, должно воспитываться юношество, протекать основные культурные формы жизни семьи, осуществляться функция культурного оформления и передачи социального опыта – не говоря уже о поиске им новых жизненных направлений в условиях рабочей, жестоко регламентированной и социально ограниченной практики.