Врублевская О.И. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫРАБОТКЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В 3-М КЛАССЕ С ПОЗИЦИИ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА

Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Поэтому так важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и «вооружить» ребёнка умением читать.
Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько путём многократного перечитывания (хотя это один из приёмов обучения), сколько за счет овладения способами действия (как это имеет место в период обучения по «Букварю»), а также мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении [2].
Выразительное чтение – это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радость и удовольствие. Необходимость овладения детьми навыком выразительного чтения в качестве залога успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Проблема  заключается в поиске оптимальных путей формирования навыка выразительного чтения в начальной школе.
Обозначим необходимые условия работы над выразительностью чтения, изложенные М.Р. Львовым [1]:
  1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.
  2. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи.
  3. Работа над выразительно-изобразительными средствами произведения.
  4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор.
  5. Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения.
Как показывает практика учителей и наша (на базе СШ № 32 г. Гродно и на базе Гимназии № 9 им. Ф.П. Кириченко г. Гродно), работа над выразительностью чтения трудоёмкая и многогранная. Уже начиная с первого класса, учитель на каждом уроке должен работать над выразительностью чтения с каждым из учеников.
Выделим основные методы работы над выразительностью чтения:
  1. Показ. На первоначальной стадии обучения показ — наиболее эффективный метод работы. Применение показа требует учитывать степень способности, развития восприимчивости ученика. Цель показа состоит не в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Как показывает опыт, при организации первичного восприятия текста учащиеся лучше воспринимают исполнение учителя.
Метод показа может осуществляться в разных формах.  Мы придерживаемся классификации, предложенной Б.А. Буяльским [2]:
  • образцовое чтение учителя;
  • повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе        обучения;
  • слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста;
  • показательные чтения лучших учеников.
  1. Метод партитурных пометок. Данный метод используется на практике в тех случаях, когда партитурные пометки могут оказаться полезными в воссоздании нужного тона. Работу по данному методу можно постепенно усложнять: сначала учитель составляет партитуру, затем учащиеся совместно с учителем и только потом учащиеся самостоятельно составляют партитуру.
  2. Сопоставление. Данный приём заключается в обсуждении, оценке, предупреждает подражательство. Практикуются сопоставление исполнение учащегося с исполнением учителя, сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся. На практике данный приём является востребованным, т.к. учащиеся учатся самостоятельно анализировать и делать выводы о том, как надо читать и почему именно так.
  3. Чтение по ролям. Чтение по ролям практикуется на заключительном этапе работы над текстом, когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.
В то же время не биологический пол, а социокультурные нормы и гендерные стереотипы определяют психологические качества, способности, виды деятельности, профессии женщин и мужчин, поощряя одни и негативно оценивая другие.
В центре внимания учёных, в зависимости от методологической концепции авторов, находятся разные аспекты изучения гендера. Гендер имеет отличное значение от понятия «пол», который характеризует самоидентификацию как мужского, так и женского. Стереотипы, связанные с фактором гендера, отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или женщин. Гендер конструируется через определённую систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы, которые определяют психологические качества, способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола.
Гендерные различия учеников интересовали ученых и практиков ещё с XIX века, однако до сегодняшнего дня учеными не определены однозначные подходы к решению вопросов образования мальчиков и девочек. Не удивительно, что гендерные аспекты не реализуются в должной мере в практической деятельности учителя, воспитателя. Большинство ученых и практиков не сомневаются в одном – учитывать гендерные особенности родителям и педагогам необходимо [3].
Таким образом, проанализировав методическую литературу, изучив опыт учителей-практиков, мы разработали рекомендации для учителей и родителей по выработке навыка выразительного чтения в 3-м классе (как решение вышеобозначенной проблемы):
  1. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
  2. При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
  3. Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
  4. Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор (с учётом гендерного фактора).
  5. Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
  6. Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу (для мальчиков и для девочек), чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
  7. Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
  8. Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
  9. После чтения важно расположить ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывайте ему свои мысли.
  10. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка (и прежде всего мальчиков).
Предложенные нами методические рекомендации внедрены в учебный процесс Гимназии № 9 им. Ф.П. Кириченко.
Список литературы

  1. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
  2. Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя / Б.А. Буяльский. – М.: Просвещение, 1986. – 202с.
  3. Кирилина, А.В. Гендерные стереотипы, речевое общение и «деловая» лексика / А.В. Кирилина // Имидж женщины-лидера. – Иваново, 1998. – С. 65-85.
Запись опубликована в рубрике Теория и методика изучения языков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий