Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Поэтому так важно с детских лет привить ребёнку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только её роль в жизни человека, но и «вооружить» ребёнка умением читать.
Качество всех параметров чтения вслух (сознательность, правильность, выразительность) и молча (беглость, умение самостоятельно ориентироваться в структуре и содержании текста) может быть повышено не столько путём многократного перечитывания (хотя это один из приёмов обучения), сколько за счет овладения способами действия (как это имеет место в период обучения по «Букварю»), а также мотивации чтения и освоения круга тех умений, совокупность которых даёт качественный сдвиг в чтении [2].
Выразительное чтение – это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радость и удовольствие. Необходимость овладения детьми навыком выразительного чтения в качестве залога успеха всего дальнейшего обучения понятна каждому учителю. Проблема заключается в поиске оптимальных путей формирования навыка выразительного чтения в начальной школе.
Обозначим необходимые условия работы над выразительностью чтения, изложенные М.Р. Львовым [1]:
- Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.
- Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем или чтение мастером художественного слова в записи.
- Работа над выразительно-изобразительными средствами произведения.
- Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников, то есть на их умение представить картину жизни по авторскому словесному описанию, увидеть внутренним взором то, что изобразил автор.
- Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения.
Как показывает практика учителей и наша (на базе СШ № 32 г. Гродно и на базе Гимназии № 9 им. Ф.П. Кириченко г. Гродно), работа над выразительностью чтения трудоёмкая и многогранная. Уже начиная с первого класса, учитель на каждом уроке должен работать над выразительностью чтения с каждым из учеников.
Выделим основные методы работы над выразительностью чтения:
- Показ. На первоначальной стадии обучения показ — наиболее эффективный метод работы. Применение показа требует учитывать степень способности, развития восприимчивости ученика. Цель показа состоит не в том, чтобы навязывать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Как показывает опыт, при организации первичного восприятия текста учащиеся лучше воспринимают исполнение учителя.
Метод показа может осуществляться в разных формах. Мы придерживаемся классификации, предложенной Б.А. Буяльским [2]:
- образцовое чтение учителя;
- повторное декламирование учителем отдельных звеньев в процессе обучения;
- слушание грамзаписи с образцовым исполнением артиста;
- показательные чтения лучших учеников.
- Метод партитурных пометок. Данный метод используется на практике в тех случаях, когда партитурные пометки могут оказаться полезными в воссоздании нужного тона. Работу по данному методу можно постепенно усложнять: сначала учитель составляет партитуру, затем учащиеся совместно с учителем и только потом учащиеся самостоятельно составляют партитуру.
- Сопоставление. Данный приём заключается в обсуждении, оценке, предупреждает подражательство. Практикуются сопоставление исполнение учащегося с исполнением учителя, сопоставление особенностей исполнения двух и более учащихся. На практике данный приём является востребованным, т.к. учащиеся учатся самостоятельно анализировать и делать выводы о том, как надо читать и почему именно так.
- Чтение по ролям. Чтение по ролям практикуется на заключительном этапе работы над текстом, когда ученики разобрались в характерах действующих лиц, реплики которых они будут произносить, и представляют, в каких ситуациях эти слова произносятся.
В то же время не биологический пол, а социокультурные нормы и гендерные стереотипы определяют психологические качества, способности, виды деятельности, профессии женщин и мужчин, поощряя одни и негативно оценивая другие.
В центре внимания учёных, в зависимости от методологической концепции авторов, находятся разные аспекты изучения гендера. Гендер имеет отличное значение от понятия «пол», который характеризует самоидентификацию как мужского, так и женского. Стереотипы, связанные с фактором гендера, отражают взгляды общества на поведение, которое ожидают от мужчин или женщин. Гендер конструируется через определённую систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы, которые определяют психологические качества, способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола.
Гендерные различия учеников интересовали ученых и практиков ещё с XIX века, однако до сегодняшнего дня учеными не определены однозначные подходы к решению вопросов образования мальчиков и девочек. Не удивительно, что гендерные аспекты не реализуются в должной мере в практической деятельности учителя, воспитателя. Большинство ученых и практиков не сомневаются в одном – учитывать гендерные особенности родителям и педагогам необходимо [3].
Таким образом, проанализировав методическую литературу, изучив опыт учителей-практиков, мы разработали рекомендации для учителей и родителей по выработке навыка выразительного чтения в 3-м классе (как решение вышеобозначенной проблемы):
- Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка.
- При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
- Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
- Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор (с учётом гендерного фактора).
- Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
- Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу (для мальчиков и для девочек), чтобы дети с удовольствием ждали вечера.
- Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
- Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению.
- После чтения важно расположить ребенка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывайте ему свои мысли.
- Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка (и прежде всего мальчиков).
Предложенные нами методические рекомендации внедрены в учебный процесс Гимназии № 9 им. Ф.П. Кириченко.
Список литературы
-
Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
-
Буяльский, Б.А. Искусство выразительного чтения: Кн. для учителя / Б.А. Буяльский. – М.: Просвещение, 1986. – 202с.
-
Кирилина, А.В. Гендерные стереотипы, речевое общение и «деловая» лексика / А.В. Кирилина // Имидж женщины-лидера. – Иваново, 1998. – С. 65-85.