Куцко К.А. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В БЕЛОРУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ

Фольклор является олицетворением картины мира народа, его представлений о добре и зле, о типично женском и типично мужском поведении, о характере мужчин  и женщин.
Целью исследовательской работы было проведение анализа взаимоотношений мужчины и женщины в белорусских народных сказках.
Для анализа взаимоотношений мужчины и женщины были предложены следующие белорусские сказки [1, 2, 3]:
про животных:
«Как курочка петушка спасла». В этой сказке петушок (мужчина) подавился зёрнышком. Курочка (женщина) его спасает. Но чтобы принести маслице для смазки горла, её приходиться выполнять работу, данную ей коровой, косцами и пекарем. В итоге, курочка получает маслице и спасает петушка.
«Былинка и воробей». Воробей (мужчина)захотел покачаться на былинке (женщина). Былинке не хотелось качать тяжёлого воробья. Но он при помощи коз, волков, верёвок, огня, воды, волов и кур заставил былинку качать его.
«Воробей и мышь». Воробей (мужчина) и мышь(женщина) решили вести совместное хозяйство. Два раза они засевали поле и заранее договаривались, кому брать вершки, а кому корешки. Но мышь оба раза воробья обманула и тот остался голодать всю зиму. На обман воробью указала ворона. Решили воробей с мышью биться, но никто не победил. Мышь спряталась в нору, а воробей остался на ветке дерева.
«Как кот зверей напугал». Старого кота (мужчина)выгнали из дома. Он пошёл в лес, где его подобрала лиса (женщина) и позвала к себе жить. Лиса котом всех пугала и звери его боялись и не трогали лису.
«Дятел, лиса и ворона». Лиса (женщина) обманом выманивала у дятла (мужчина) птенчиков и ела их. Но ворона (женщина) научила дятла не бояться лису.
«Лисица-хитрица». Лиса (женщина) обманула пастухов (мужчина) и увела у них бычка. К лисе присоединяются волк и медведь(мужчины). Волк и медведь обманывают лису и съедают бычка. Лиса мстит волку и медведю так, что они погибают. Но в конце сказки пастухи натравливают на лису собак, и она тоже погибает.
«Пшеничный колосок». На одном дворе живут курочка (женщина) и индюк с гусем (мужчины). Курочка находит пшеничный колосок, гусь и индюк предлагают его обмолотить, смолоть и напечь булок. Но работу ни гусь, ни индюк делать не хотят. Всё делает курочка. Когда булки готовы, гусь и индюк приходят поесть, но курочка их выгоняет и съедает булки вместе с цыплятами;
про людей:
«Вдовий сын». Вдовий сын (мужчина)странствует по свету. Нанимается на работу к царю. Тот посылает его сватать прекрасную принцессу (женщина). Когда вдовий сын её приводит, царь решает убить его. Но принцесса помогает вдовьему сыну пройти испытания и они в конце женятся.
«Иван-Утреник». Иван (мужчина) странствуя по свету, встречает пленённую Кощеем царевну (женщина). Царевна рассказывает, как убить Кощея. Иван убивает Кощея и за это царевна выходит за него замуж.
«Муж и жена». Муж и жена постоянно ругаются. Муж не доволен тем, что жена не приносит ему в поле обед. Жена возражает, что у неё дома очень много работы. Муж не верит, что дома работы больше и она сложнее, чем в поле. Они на день меняются местами. У мужа ничего не получается: посуду он разбил, скот залез в посевы и потоптал их. Мужчина понял, что жене гораздо сложнее, и они больше не ссорились.
«Разумная дочь». Семилетняя девочка помогала отцу-бедняку разгадывать панские загадки. При помощи умной дочки мужик разгадал всё, что ему загадали и получил деньги.
«Отдай мне то, что дома не оставил». Молодой парень нанимается на работу к колдуну. Дочь колдуна, влюбившись в парня, помогает ему, делая при помощи волшебства всю заданную работу. В конце подсказывает, как победить колдуна. Парень приводит девушку в родительский дом, и они женятся.
В результате проведенного анализа белорусских народных сказок с целью изучения взаимоотношений мужчины и женщины нами было выявлено, что в сказках с участием животных женщина чаще обманывает мужчину. В сказках «Воробей и мышь», «Дятел, лиса и ворона», «Лисица-хитрица» женщина как-либо сумела обмануть мужчину, а он, в свою очередь, без посторонней помощи не может с ней бороться. На наш взгляд, это подтверждает идею о том, что в реальной жизни, а также в культуре восточных славян, женщина выступает как более хитрая и умная, чем мужчина, и это успешно отразилось в народных сказках.
Но помимо сказок, где женщина обманывает мужчину, есть сказки, где она помогает. Так, например, в сказках «Как курочка петушка спасала», «Как кот зверей напугал». В первой сказке курочка делает тяжёлую работу, чтобы получить масло и помочь петушку. Интересно то, что петушок подавился зёрнышком из-за своей уверенности, что сможет проглотить такое большое зёрнышко, и потому не понёс его курочке, как делал обычно. Во второй сказке лиса подбирает бездомного кота и зовёт жить к себе. Она сумела при помощи хитрости расхвалить кота перед лесными жителями так, что те, не видя его ни разу, очень боялись. Сам кот такое не придумал бы. И здесь женщина выступает как более хитрая и умелая перед мужчиной. Без неё мужчина либо пропадёт, либо будет влачить скудное существование.
В сказке «Пшеничный колосок» женщина трудолюбива и выполняет всю работу за мужчин. Мужчины же показаны как лентяи, и они способны решать только то, кто из них важнее. В итоге их лень наказывается, они остаются голодными.
В сказках с участием людей наблюдается иное течение событий: в большинстве проанализированных сказок женщина помогает мужчине добиться успеха, обхитрить или обмануть злодея. Нередко она при этом является роднёй обманутым, но предпочтение отдаётся не родне, а понравившемуся человеку, в данном случае – мужчине. Такой ход событий хорошо выражен в сказках «Отдай мне то, что дома не оставил», «Вдовий сын», «Иван-Утреник». Сказка «Разумная дочь» практически такая же, разница в том, что отцу помогает не взрослая женщина, а семилетняя девочка. Таким образом, хорошо видно, что даже взрослый мужчина не может обойтись без помощи женщины, даже если она выступает в роли ребёнка.
В сказке «Муж и жена» муж не верит, что работа жены по дому гораздо сложнее его работы в поле. Но, поменявшись с ней местами, на собственном опыте убеждается в своей неправоте. Мало того, но вообще ничего не смог сделать из работы жены по дому. Здесь мужчина показан очень беспомощным, а если может что-то делать, то только одно дела, в то время как женщина должна успевать одновременно совершать несколько дел и за всем следить.
Таким образом, мужчина в проанализированных белорусских народных сказках выглядит несообразительным, слишком самоуверенным. Он не может справиться с трудностями без помощи женщины. Но женщина не всегда помогает мужчине. Иной раз она может и обмануть его в корыстных целях. Мужчина даже не всегда это замечает.
В проведённом нами исследовании можно сделать следующие выводы:
  • в большинстве случаев женщина помогает мужчине решить его проблемы;
  • мужчина без помощи женщины ничего сам сделать не может;
  • в сказках с участием животных женщина нередко обманывает мужчину так, что тот и не догадывается;
  • мужчина иногда ведёт себя очень самоуверенно, но при этом проявляет глупость;
  • женщина, в отличие от мужчины, может делать несколько дел сразу и выполнять мужскую работу, но мужчина с женской работой не справляется.
Список литературы

  1. Белорусские народные сказки / составитель М.А. Казберук. – Мн.: Юнацтва, 1987.
  2. Беларускія народныя казкі / Склад. І. Разанаў – Мн.: “Нар. Асвета”, 1973.
  3. Беларускія народныя казкі / Апрац. А. Якімовіча. – Мн.: Юнацтва, 1990.
Запись опубликована в рубрике Гендерный фактор обучения и воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий