Климашевич Е.В. СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СМС-СООБЩЕНИЙ МОЛОДЕЖИ

SMS (англ. ShortMessageService — «услуга коротких сообщений») — система, позволяющая посылать и принимать текстовые сообщения в системах сотовой связи. Главные достоинства SMS (далее: смс) – это краткость и скорость набора, основным признаком сообщения является сжатость и замена букв по принципу «как можно меньше нажатий», при этом нарушаются многие языковые нормы. Проблема негативного влияния смс-сообщений на речь молодежи существует и требует решения. Существуют отдельные публикации в журналах и на сайтах Интернет, где авторы высказывают свою точку зрения на эту проблему. Мари Клиланд, автор статьи «10 вредных привычек, которые могут оказаться полезными», опубликованной в журнале «Ридерз Дайджест», утверждает, что SMS-сообщения для молодежи играют определяющую роль в общении с родителями, друзьями, но набор SMS-ок может привести к психологическим проблемам и даже настоящим травмам из-за защемления нервов большого пальца [1].
Более всего смс популярны в молодежной аудитории, поскольку пожилые люди, имеющие мобильные телефоны, не пользуются смс-сообщениями принципиально. Для общения им необходим аудиальный контакт, мобильный телефон используется как улучшенная версия стационарного. В первую очередь видится отрицательное влияние смс-языка на письменную речь. Отличительной чертой смс-текстов является несоблюдение орфографических принципов. Часто наблюдаемый текст напоминает искаженную транскрипцию и тем только доказывает прочную связь орфографии с фонетикой. Для смс-текстов характерно и несоблюдение правил пунктуации — чаще всего это отсутствие запятой. Запятая не разделяет простые предложения в составе сложного. Часто нет запятой после вводных слов, после обращений. Могут не выделяться причастные и деепричастные обороты. В отдельных случаях не ставится точка в конце предложения — обычно это последнее предложение текста.
К сожалению, молодые люди переносят правила смс-языка на современный русский литературный язык. Стирается грань между письменной литературной речью и смс-коммуникацией. Это порождает обилие орфографических и пунктуационных ошибок в письменной речи молодежи.
Нельзя не говорить о влиянии смс-языка на устную речь. Сообщения заменяют устную речь, ослабляют эмоциональный накал разговора. Результатом активного смс-общения становится неумение построить устное монологическое высказывание не только в официальной обстановке, но и в живом общении. Подростки теряют мысль разговора, не могут сконструировать предложение, порой даже путаются в падежах (в смс падежные окончания отбрасываются за ненадобностью). Резко сокращается словарный запас молодого человека. То, что в смс-коммуникации является плюсом (экономия, замена слов, выражающих настроение, смайликами), обедняет устную речь, затрудняет общение, не позволяет грамотно передать эмоции. Отсюда и «слова-паразиты», играющие роль связок, наполняющих паузы.
Конечно, большое влияние на устную речь играют и другие средства коммуникации, такие, например, как социальные сети Интернет («ВКонтакте», «Твиттер»), но и язык, используемый в SMS-сообщениях, как мы попытались доказать выше, влияет на несформированную речь подростков.
В своих сообщениях используют следующие сокращения:
  • ок — окей, хорошо
  • спс- спасибо
  • с др — с днём рождения
  • м. б. — может быть
  • т. п. — так потом
  • норм — нормально
  • комп — компьютер
  • щас — сейчас
  • те — тебе
  • прив — привет
  • незки — не за что
  • как-нить – как-нибудь
  • нез — не за что
Проанализировав текстовые сообщения в социальной сети «Вконтакте», мы отметили, что коммуниканты:
- обрывают SMS-беседу без объяснения причины;
- используют SMS для официальных приглашений или информирования о важных известиях;
- предпочитают поздравлять с различными праздниками;
- используют следующие сокращения:
  • ясн- ясно
  • спс- спасибо
  • с др- с днём рождения
  • ок-хорошо
  • пк- пока
ü    т.д.- так далее
В ходе исследования данной темы можно сделать вывод, что особенности коротких смс-сообщений сформировали особую форму  общения, которая постоянно совершенствуется в связи с тем, что язык существует в Сети в основном в письменном варианте. Так же можно сказать, что в настоящее время молодежь все больше пишет смс-сообщения и все меньше общается «в живую» и, соответственно, начинает и в устной речи общаться с использованием всех вышеперечисленных сокращений.
Список литературы

1. Клиланд, М. 10 вредных привычек, которые могут оказаться полезными / М. Клиланд // «Ридерз Дайджест». – Декабрь, 2009. – С. 45.
Запись опубликована в рубрике Культура речи в современном учреждении образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий