Колацкая А.О. ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ В СИТУАЦИИ ОБРАЩЕНИЯ

Знание и соблюдение норм и требований речевого этикета обеспечивают эффективность нашего каждодневного общения. В самом общем смысле речевой этикет – это совокупность различного рода норм и требований к оформлению высказываний и их уместности в различных ситуациях [1, с.46].
Ведущий исследователь речевого этикета Н.И. Формановская дает ему такое определение: «Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности» [2, с. 13].
Основу речевого этикета составляют речевые ситуации, характер которых зависит от особенностей общения. Любой акт общения имеет несколько этапов: начало разговора (ситуация приветствия: «здравствуйте» «добрый день»), основную часть (просьба: «пожалуйста», извинение «простите», «извините»), заключительную часть (прощание: «до свидания», «пока», «до встречи»).
Одна из самых употребительных ситуаций речевого этикета – ситуация обращения. Обращение используется на любом этапе общения, на всём его протяжении, служит его неотъемлемой частью [3, c. 72]. Умение правильно владеть речевыми нормами в данной ситуации крайне необходимо, так как в момент обращения мы устанавливаем контакт между людьми,  регулируем социальные взаимоотношения.
Обращение может быть к одному человеку или ко многим; официальное или дружеское, с разными степенями близости; к знакомому или незнакомому, к мужчине или женщине, к взрослому или подростку, юноше; на стадионе в острый момент футбольного матча – или в фойе оперного театра, в антракте; на рынке в мясных рядах – или в посольстве дружественного государства.
В настоящее время четкие различительные формулы обращения сохраняются в деловой речи [4, с. 76]. При необходимости обратиться к человеку по званию, должности, роду занятий мы используем такие обращения и в повседневной речи (доктор,…; водитель,…). К старшим  мы обращаемся на «Вы» и по имени-отчеству, к ровесникам – по имени и на «ты». В традициях русского речевого этикета не говорить о присутствующих при разговоре в форме местоимения третьего лица (например: «Пока она работает у доски, мы проверяем домашнее задание», лучше: «Пока Катя работает у доски, мы проверяем домашнее задание»). Эта норма часто нарушается.
Основы культуры речи, а в частности правила речевого поведения в ситуации обращения, затрагиваются в процессе обучения русскому языку и литературному чтению в начальной школе. Однако эти правила носят сопутствующий характер. Учителя могут обучать им лишь попутно с подачей основного материала урока. К сожалению, количества полученных знаний учащимся не достаточно для свободного и правильного владения  нормами речевого этикета в данной ситуации.
В феврале 2014 года  нами проводился педагогический эксперимент с учащимися вторых классов средней школы № 2 г. Малориты. На констатирующем этапе эксперимента учащимся была предложена анкета закрытого типа, в которую были включены вопросы с различными случаями обращения (обращение к взрослому, обращение к ровеснику, обращение к родным, разговор о присутствующих, знакомство с ровесниками, обращение к незнакомому человеку).
Благодаря проведенному анкетированию мы смогли выявить уровень сформированности навыков правильного обращения, а также определить, в каких конкретных ситуациях обращения дети допускают ошибки.
Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что большинство ребят из двух классов затруднялись в ситуациях:
1) обращения к незнакомому человеку;
2) разговора о присутствующих;
3) обращения при знакомстве с ровесниками.
В ходе констатирующего эксперимента мы выявили класс, в котором уровень знаний речевого этикета по проблемным ситуациям обращения ниже. В этом классе (февраль-март 2014 г.) на формирующем этапе эксперимента была реализована разработанная нами программа по обучению младших школьников речевому этикету в ситуации обращения.
Программа включает в себя:
1) серию уроков классного часа по темам: «Вежливость», «Обращение к ровеснику», «Правила знакомства и представления», «Как мы обращаемся друг к другу», «Звездный час вежливости». Эти уроки в большей степени направлены на повышение знаний именно в проблемных ситуациях обращения;
2) фрагменты уроков литературного чтения, в которых также большее внимание уделяется ситуациям, где учащиеся допускают ошибки.
На контрольном этапе эксперимента нами вновь было проведено анкетирование в двух классах. Вопросы анкеты составили только те ситуации, в которых на констатирующем этапе у учащихся возникли затруднения (разговор о присутствующих, знакомство со сверстниками, обращение к незнакомому человеку).
При повторной диагностике была выявлена положительная динамика в формировании умений обращения к собеседнику у младших школьников того класса, в котором апробировалась разработанная нами программа:
- уровень знаний и умений обращения к незнакомому человеку повысился на 54,3%;
- уровень знаний и умений разговора о присутствующих увеличился на 22,8%,;
- уровень знаний и умений обращения при знакомстве со сверстниками повысился на 49,4%.
Таким образом, разработанная нами программа обучения речевому этикету учащихся младшего школьного возраста в ситуации обращения педагогически эффективна и может быть использована в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Список литературы

  1. Максимов, В.И. Русский язык и культура речи / В.И. Максимов. – М.: Гардарики, 2000. – 411 с.
  2. Формановская, Н.И. Речевой этикет и культура общения / Н.И. Формановская. – М.: Высшая школа, 1989. – 156 с.
  3. Формановская, Н. И. Употребление русского речевого этикета / Н.И. Формановская. – М.: Рус. яз., Ханой: Просвещение, 1987. – 176 с.
  4. Чиненный, А.И. Этикет на все случаи жизни /А.И. Чиненный. – М: Акалис.1996г – 197 с.
Запись опубликована в рубрике Культура речи в современном учреждении образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий