В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно–логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.
Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается маловыразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету [6, с. 45]. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте.
Для этого была разработана специализированная компьютерная программа «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Технология «Игры для Тигры» построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой [5], Р.И. Лалаевой [4], Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой [3]. Она представляет собой единый программно–методический комплекс и содержит компьютерную программу «Игры для Тигры» и учебно–методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно–образовательном процессе.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» позволяет эффективно работать над формированием просодических компонентов речи, правильного произношения звуков, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка.
Красочные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый герой Тигренок – все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, а также способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, а пользовательские навыки приобретаются непосредственно в процессе ее применения. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста, так как компьютер не должен становиться для ребенка–дошкольника предметом изучения [7, с. 82].
После анализа литературы и обобщения педагогического опыта мы сделали вывод о том, что включение информационно–коммуникативных технологий в коррекционно–образовательный процесс является приоритетным направлением развития специального образования. Многие специалисты включают в свои занятия с детьми различные логопедические компьютерные программы, чтобы сделать учебный процесс максимально эффективным, создать большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставить воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
Исходя из этого, мы предположили, что включение компьютерных программ в работу учителя–дефектолога позволит более точно определить уровень речевого развития детей с различными нарушениями речи, что, в свою очередь, даст возможность для составления наиболее эффективной коррекционной работы для каждого ребенка.
Это предположение и легло в основу нашего дальнейшего исследования.
Цель исследования – изучить диагностические возможности компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры».
База исследования: ГОУ детский ясли–сад №71 г. Гродно.
В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с диагнозом «стертая дизартрия, ОНР III уровень».
При проведении эксперимента мы сформировали группу из 5 детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент проходил в два этапа. На первом этапе мы провели диагностику уровня речевого развития с помощью традиционных методик, используя схему обследования, а также критерии оценки, предложенные Е.Ф. Архиповой [1]. На втором этапе экспериментального исследования диагностика проводилась с использованием компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры».
Обследование детей проводилось по следующим направлениям: диагностика моторного развития органов артикуляции, звукопроизношение, сформированность фонематического слуха и сформированность фонематической стороны речи.
В результате обследования артикуляционной и мимической моторики детей с помощью традиционных методик были получены следующие результаты. Кинестетический оральный праксис: 3 детей дали ответ с единичными ошибками, 1 ребенок дал правильный ответ после стимулирующей помощи, 1 ребенок дал неточный ответ. Кинетический оральный праксис: у 2 детей время фиксации позы ограничивалось 1–3 секундами, еще 2 детей выполнили задание с ошибками, наблюдались синкинезии, у 1 ребенка наблюдалось замедленное и напряженное выполнение заданий. Динамическая координация артикуляционных движений: у 4 детей количество правильно выполненных движений ограничивалось 2–3, а 1 ребенок выполнял задания с ошибками, наблюдался длительный поиск позы, синкинезии. Мимическая мускулатура: у 1 ребенка наблюдались незначительные нарушения тонуса мимической мускулатуры, у 2 детей – нарушены единичные движения, у 2 детей – умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры. Мышечный тонус и подвижность губ: у 1 ребенка были выявлены незначительные нарушения тонуса губной мускулатуры, у 3 детей наблюдалась ограниченная подвижность верхней губы, у 1 ребенка – выраженное нарушение тонуса губной мускулатуры, губы малоподвижные. Мышечный тонус языка и наличие патологической симптоматики: у всех детей наблюдались затруднения при выполнении упражнений, умеренно выраженное нарушение мышечного тонуса языка, девиация.
При проведении повторного обследования артикуляционной и мимической моторики с помощью компьютерной логопедической программы по некоторым показателям дети показали более высокие результаты.
При диагностике звукопроизношения были обследованы все группы звуков. Но в качестве иллюстрации мы приведем данные нарушения группы свистящих звуков, так как данная группа звуков нарушается чаще всего. В результате обследования с помощью традиционных методик были получены следующие результаты. Произнесение изолированного звука: у 2 детей нарушено произношение одного звука, у 2 детей нарушено произношение 2 звуков, у 1 ребенка наблюдаются искажения более 3 звуков. При обследовании возможности произнесения звука в слогах у всех детей наблюдались искажения и замены звуков в слогах разной конструкции. При обследовании возможности произнесения звука в словах у всех детей наблюдались искажения и замены 3 и более звуков. Обследование возможности произнесения звука в предложении показало, что у детей нарушается произношение 2–3 звуков.
Результаты повторного обследования состояния звукопроизношения с помощью компьютерной логопедической программы по некоторым показателям оказались выше, в частности на этапе обследования произнесения изолированного звука.
В результате обследования состояния фонематического слуха детей с помощью традиционных методик были получены следующие результаты. Узнавание неречевых звуков: у 4 детей наблюдаются негрубые ошибки, а 1 ребенок выполнил только 0,5 задания верно. Различение высоты, силы, тембра голоса: 2 ребенка допустили негрубые ошибки, 3 ребенка выполнили только 0,5 задания верно. Различение слов, близких по звуковому составу: 1 ребенок допустил негрубые ошибки, 4 ребенка выполнили только 0,5 задания верно. Дифференциация слогов: 1 ребенок допустил негрубые ошибки, 2 ребенка выполнили только 0,5 задания верно, 2 ребенка выполнили более 0,5 задания неверно. Дифференциация фонем: 1 ребенок допустил негрубые ошибки, 4 ребенка выполнили только 0,5 задания верно. Навыки элементарного звукового анализа: 2 ребенка допустили негрубые ошибки, 2 ребенка выполнили только 0,5 задания верно, 1 ребенок выполнил более 0,5 задания неверно.
Состояние фонематического слуха с помощью компьютерной программы «Игры для Тигры» проверялось по аналогичной схеме, но инструкцию давал не логопед, а компьютерный герой Тигренок. Результаты повторного проведения обследования по некоторым параметрам дало более высокие результаты.
В результате обследования просодической стороны речи детей с помощью традиционных методик были получены следующие результаты. Восприятие ритма: 2 ребенка выполняли задания правильно, но в замедленном темпе, а 3 ребенка – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно. Воспроизведение ритма: 3 ребенка выполняли задания правильно, но в замедленном темпе, а 2 ребенка – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно. Восприятие интонации: 2 ребенка выполняли задания правильно, но в замедленном темпе, 2 ребенка – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно, 1 ребенку для выполнения задания требовалась активная помощь взрослого. Воспроизведение интонации: 2 ребенка выполняли задания правильно, но в замедленном темпе, а 3 ребенка – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно. Восприятие логического ударения: 2 ребенка выполняли задания правильно, но в замедленном темпе, 1 ребенок – с ошибками, но ошибки исправлял самостоятельно, 1 ребенку для выполнения задания требовалась активная помощь взрослого, 1 ребенок задание не выполнил вообще. Воспроизведение логического ударения: 3 ребенка выполняли задания правильно, но в замедленном темпе, а 2 ребенка – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно. Модуляции голоса по высоте: 2 ребенка выполняли задания правильно, но в замедленном темпе, 2 ребенка – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно, 1 ребенку для выполнения задания требовалась активная помощь взрослого. Модуляции голоса по силе: 1 ребенок выполнял задания правильно, но в замедленном темпе, 3 ребенка – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно, 1 ребенку для выполнения задания требовалась активная помощь взрослого. Выявление назального тембра голоса: у 3 детей назального оттенка голоса не наблюдалось, у 2 – присутствовал назальный оттенок. Восприятие тембра: 1 ребенок задание выполнил правильно, 3 ребенка выполняли задания правильно, но в замедленном темпе, 1 ребенок – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно. Воспроизведение тембра: 4 ребенка выполняли задания правильно, но в замедленном темпе, 1 ребенок – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно. Речевое дыхание: 3 ребенка выполняли задания правильно, но в замедленном темпе, 2 ребенка – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно. Темпо–ритмическая организация речи: 1 ребенок выполнял задания правильно, но в замедленном темпе, 4 ребенка – с ошибками, но ошибки исправляли самостоятельно.
После проведения повторного обследования просодической стороны речи с помощью компьютерной логопедической программы по некоторым показателям результаты стали выше.
В ходе проведения эксперимента и анализа полученных результатов было выявлено, что использование компьютерной программы при проведении обследования позволило в некоторых случаях повысить результаты у некоторых детей. Это доказывает гипотезу, которую мы выдвинули перед проведением экспериментального обследования. Так как результаты повторного обследования по некоторым показателям отличаются от первого, это позволяет нам сделать вывод о том, что с помощью компьютерной логопедической программы можно более точно определить уровень речевого развития детей дошкольного возраста. Это, в свою очередь, позволит составить точный индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.
Для достижения наиболее эффективного результата рекомендуется совмещать при обследовании как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы. Это позволит повысить мотивацию детей, заинтересовать их процедурой обследования, которая бывает очень длительной и неинтересной для детей. Компьютерная логопедическая игра позволяет сделать процесс диагностики интересным и, главное, максимально продуктивным.
Список литературы
-
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. «Астрель», 2006. – 319 с.
-
Волкова, Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3–е изд., перераб. и.доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
-
Жукова, П.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / П.С. Жукова, Р.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – 2–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
-
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.
-
Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. / Л.В. Лопатина, П.В. Серебрякова. – СПб.: Изд–во РГПУ им. Л.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. – 191 с.
-
Тимофеева, Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы / Ж.А. Тимофеева // Дефектология. – 1997. – № 2. – С. 41–49.
-
Шубина, Л.М. Развитие связной речи детей с ЗПР на логопедических занятиях с использованием ИКТ / Л.М. Шубина // Логопед. – 2011. – № 4. – С. 80–87.