Белобородова Е.И. СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является формирование музыкальной культуры ребенка. Представляется важным уточнить сущность и границы основополагающих для данного исследования понятий: «культура личности», «музыкальная культура личности», «музыкальная культура дошкольника».
Культура личности рассматривается в справочной литературе как  уровень (степень) осознания культурных ценностей, которые проявляются в мышлении, духовно-практической (чувства, общение) и практической (поведение) деятельности человека, а также как синтез индивидуальных качеств личности, направленных на творческое взаимодействие с окружающей средой и другими людьми [1].
Отдельно в русле рассмотрения категории культуры личности следует выделить музыкальную культуру. Музыкальная культура личности в современной педагогике рассматривается как конечная цель музыкального воспитания. Музыкальная культура личности – это структурная часть общехудожественной культуры, ядро которой составляют два основных компонента: музыкально-эстетическое сознание и опыт практической деятельности.
Основным компонентом музыкальной культуры личности выступает эстетическое сознание, являющееся внутренним идеальным планом музыкальной деятельности и включающее в себя музыкальные эмоции, оценки, идеалы, вкусы, потребности, интересы и т.д. Благодаря эстетическим чувствам и эмоциям музыкальное искусство предоставляет человеку возможность обогатиться опытом многих поколений людей, сделать его фактом собственного художественного опыта.
Если переживание музыки основывается на эмоциях и чувствах, то его осмысление базируется на художественном опыте, представлениях, понятиях. В результате переживания и осмысления создается эстетическая оценка как единство чувственного и логического в восприятии музыки. Эстетическая оценка как способ осознания и освоения ценностей музыкального искусства предполагает обнаружение и исследование его эстетических достоинств.
Эмоционально-оценочное отношение к музыке выражается в двух формах: в словесном суждении и исполнительской интерпретации, предполагая наличие у субъекта музыкальных способностей. Последние предстают в качестве индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям музыкальной деятельности и являющихся условием успешного ее выполнения. Поэтому специфическим показателем музыкальной культуры является наличие музыкальности, ядро которой составляют ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Главным показателем уровня оценочных эстетических представлений личности является характер ее эстетических идеалов, в которых конкретизируются эстетические потребности, вкусы, оценки, взгляды общества на сущность эстетического в музыкальном искусстве. Становление эстетического сознания личности предполагает необходимость ориентации на наивысшую ценность, то должное, которое могло бы служить эталоном для оценки музыкальных явлений. В роли подобного эталона служит эстетический идеал, который предстает как конкретно-чувственное представление о типе, образце, модели эстетического совершенства и вместе с тем как конкретно-чувственное выражение высшей цели эстетической деятельности.
Эстетический идеал выступает в качестве важнейшего критерия оценки, так как выражает представления личности о должной красоте, эстетическом совершенстве, норме, образце и т.д. Оценка произведения музыкального искусства зависит от того, какова связь предмета оценки с идеалом, насколько данное произведение соответствует личностным представлениям о должной эстетической ценности.
Постижение человеком эстетического идеала, заложенного в музыкальном произведении, возможно лишь при наличии у субъекта познания эстетического вкуса. Эстетический идеал определяет направленность вкусовых предпочтений в ситуации выбора. В связи с этим эстетический идеал характеризуется как доминанта эстетического вкуса.
Музыкально-эстетический вкус личности предстает, с одной стороны, как способность высказывать суждения об эстетических достоинствах художественной и музыкальной культуры, с другой – как выражение переживания, выявление субъективного начала личности [2].
Наличие эстетических идеалов и вкусов в определяющей степени обусловливает уровень эстетических потребностей и интересов личности в области музыкального искусства. Эстетическая потребность является детерминантой музыкальной деятельности. В число существенных аспектов эстетической потребности входит сознательное стремление человека к красоте; гедонистический компонент музыкальной деятельности; потребность ощущать музыку и себя через эстетические идеалы; стремление к освоению совершенных музыкальных явлений и т.д.
Музыкальная деятельность совершается под воздействием определенных потребностей и интересов. Интерес к творческой музыкальной деятельности является движущей силой, под влиянием которого, все психические процессы протекают наиболее интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной. Музыкально-эстетический интерес личности представляет собой личностную избирательную направленность на творческое освоение и созидание музыкальных ценностей, ее приобщение к художественному миру музыкальной культуры, стремление заниматься именно данной творческой деятельностью, окрашенной эмоциональными отношениями.
Фундаментальной составляющей музыкальной культуры личности является система музыкальных знаний. Уровень музыкальной культуры личности во многом характеризуется ее способностью понимать язык различных видов искусств и отдельных произведений с целью определения значения и места данного явления в художественной культуре общества. Семантическая сторона познаваемого эстетического (музыкального) объекта, его ценностное содержание анализируется посредством интеллекта. Однако гораздо важнее, чтобы подобный анализ не ограничивался только познанием произведения действительности, а вел к пониманию средств, с помощью которых художник выразил эту действительность. То есть речь должна идти о прочувствованных, эстетически окрашенных знаниях, приобретенных на основе мысли и чувства, анализа и синтеза. В совокупность таких знаний входят и музыкально-слуховые представления, и переживания, и представления мировоззренческого, нравственного, эстетического порядка. Знания о мировой художественной культуре, путей ее исторического становления и выразительных средств различных видов искусства, подкрепленные эстетическими переживаниями личности, становятся убеждениями. А в качестве сопутствующего результата выступает активизация музыкально-эстетического сознания и музыкальной деятельности личности.
Деятельностный аспект музыкально культуры личности в исполнительском плане представлен различными видами творческой музыкальной деятельности.
В музыкальной деятельности в первую очередь выступает такая ее сторона, как творческое восприятие музыкального явления. Это связано с тем, что в музыкальном произведении уже заключен опыт познавательно-оценочной деятельности его автора. Сотворчество возможно лишь в том случае, когда эмоциональные переживания композитора созвучны с эмоциональными переживаниями слушателя, исполнителя. Следовательно, субъективность музыкального восприятия потенциально заложена в объективном содержании музыкального произведения. Поэтому вне личностного отношения творческое постижение музыкальных образов невозможно.
Процесс творческого воспроизведения музыки требует не только глубины и тонкости его восприятия, но и специфических исполнительских способностей. Творческое исполнение осуществляется в ходе решения вопросов художественной интерпретации музыкальных произведений, когда исполнитель должен сформулировать проблему творческого замысла и разрешить ее.
Все изложенное позволяет определить музыкальную культуру личности как неотъемлемую часть общей духовной культуры общества, отражающей способность личности воспринимать и творить мир музыки по законам технологии музыкального искусства и в соответствии с нормами эстетического отношения.
Особо подчеркнем, что музыкальное воспитание дошкольникапредполагает формирование у ребенка лишь простейших элементов музыкальной культуры личности. Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.
Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (слушании-восприятии, пении, игре на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях, музыкально-образовательной деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, представлений о красоте.
В результате формирования основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Таким образом, являясь мерой эстетического освоения явлений действительности, музыкальная культура личности применительно к ребенку дошкольного возраста представляет собой динамичное новообразование, выступающее в виде познания, ценностного осознания и творческой деятельности в мире музыки. Формирование основ музыкальной культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
Список литературы
 
  1. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
  2. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И.Петрушин. – М.: Гуманитарный исследовательский центр «ВЛАДОС», 1997. – 214 с.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий