Одним из важнейших критериев умственного развития дошкольников является способность использовать логические умения в познавательной деятельности, выбирать их, преобразовывать заданный материал, используя перенос изученных приёмов, действий. В большей степени способствует этому продуктивная деятельность, которая связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких умениях, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, нахождение закономерностей, причинно-следственных связей и др. Эти приемы являются составными компонентами форм логического мышления – понятий, суждений, умозаключений.
Современные школьные программы составлены таким образом, что они отражают некий средний уровень актуального развития, которого достигает ребенок к концу дошкольного детства, а если у некоторых детей этот уровень ниже, то обучение не попадает в их «зону ближайшего развития», и они сразу же становятся отстающими. Это, в свою очередь, ставит проблему овладения детьми уже в старшем дошкольном возрасте рядом мыслительных операций и приемов, в том числе и умением выявлять закономерности.
Умение выявлять закономерности относится к классу интегративных интеллектуальных умений, для овладения которым необходимы более простые умения: находить для нескольких видовых понятий родовое; находить видовые понятия для данного родового; определять, принадлежит видовое понятие данному родовому или нет; определять родовой и видовой признаки понятия; выделять в объектах отличительные и общие свойства; указывать, называть, перечислять предметы, обладающие данными признаками или совокупностью признаков; сравнивать объекты по каким-либо признакам: находить их общие и различные признаки; располагать предметы в ряд по какому-либо признаку.
С целью исследования уровня владения детьми старшего дошкольного возраста умением устанавливать закономерные связи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе детского сада № 55 г. Гродно. В исследовании приняли участие 35 воспитанников старших групп в возрасте 6 лет (экспериментальная группа – 15 чел., контрольная группа – 20 чел.).
Для констатирующего эксперимента была подобрана методика «Оценка сформированности умения устанавливать закономерности» [13].
В методике детям представлена возможность установить и графически продолжить закономерности. Материал представляет собой стилизованный рисунок домика, на каждом из которых 18 пустых ячеек (6 рядов по 3 в каждом), в которых следует разместить 3 основных геометрических фигуры (круг, квадрат, треугольник). При этом задача состоит в том, чтобы в каждом последующем ряду данные фигуры располагались в иной последовательности.
Диагностическая работа проводилась с каждым ребенком индивидуально. Перед началом эксперимента детям старшей группы была дана следующая инструкция: «Рассели фигурки в домике так, чтобы на каждом этаже они находились в разном порядке».
Количественный анализ по данной методики предполагал подсчет общей суммы правильных ответов для каждого респондента и определение уровня сформированности умения устанавливать закономерности.
Обработка результатов осуществлялась на основе оценочных критериев, в соответствии которыми можно выделить три уровня сформированности умения устанавливать закономерные связи.
Высокий уровень. Задачи сразу заинтересовывают ребенка, положительное эмоциональное состояние сохраняется в течение всего занятия. Ребенок понимает задание быстро, не нуждается в повторении и разъяснении. Фонд действенных знаний для ее решения достаточен, нередко даже богат. Все мыслительные операции совершаются правильно и самостоятельно. Ребенок может вербально обосновать свое решение, рассуждает, делает индуктивно-дедуктивные доказательства. Самостоятельно сосредотачивается на задаче, старается обдумать свое решение, совершает умственные действия в определенной последовательности, оценивает степень правильности, может сам заметить и исправить ошибки. Помощь взрослого не нужна. При наличии ошибки достаточно предложения задуматься. Ребенок выполнил задание сам и без ошибок; объяснил свой выбор — это высокий уровень сформированности умения устанавливать закономерные связи у детей старшего дошкольного возраста.
Средний уровень. Задачи заинтересовывают ребенка. Задания выполняет в целом охотно, понимает без дополнительных разъяснений, но иногда просит повторить. Фонд действенных знаний для решения задач достаточен, мыслительные операции совершает в основном правильно. Принимает задание, но с ходом его выполнения может управлять только с помощью взрослого, нуждается в побуждающих и наводящих вопросах. Ошибки при решении задач может заметить сам, но большей частью с помощью взрослого, с его помощью их и исправляет. Ребенок допустил 1-2 ошибки или выполнил задание правильно, но не смог объяснить свой выбор, а также даёт объяснение ответов, но с небольшими неточностями — это средний уровень сформированности умения устанавливать закономерные связи.
Низкий уровень. Предложением выполнить задание заинтересовывается, но к содержанию занятия индифферентен. По ходу работы нуждается в постоянном поощрении за любые, даже самые малые проявления мысли и желание думать. Самостоятельно понимает лишь наиболее легкие задачи, часто нуждается в дополнительном повторении инструкции, разъяснении задания, в прямой помощи в форме практических действий и показа наглядного материала. Фонд действенных знаний беден и узок. Ребёнок допустил 3-4 ошибки – у испытуемого не сформированы умения устанавливать закономерные связи. Ребенок не владеет необходимым запасом общих представлений и простейших житейских понятий. Необходимыми операциями в умственном плане владеет явно недостаточно, решает лишь некоторые задачи.
Обобщенные результаты проведения экспериментальной работы представлены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 – Уровень сформированности у дошкольников умения выявлять закономерности (экспериментальная группа).
Уровни | Кол-во детей (чел) | Кол-во детей (%) |
Высокий | 5 | 33,33 |
Средний | 6 | 40,00 |
Низкий | 4 | 27,67 |
Таблица 2 – Уровень сформированности у дошкольников умения выявлять закономерности (контрольная группа).
Уровни | Кол-во детей (чел) | Кол-во детей (%) |
Высокий | 6 | 30,00 |
Средний | 8 | 40,00 |
Низкий | 6 | 30,00 |
Согласно данным, полученным в ходе проведения констатирующего эксперимента, в экспериментальной группе лишь 33,33% (5 дошкольников) проявляют высокий уровень сформированности умения выявлять закономерности, 40,00% (6 дошкольников) – средний уровень, 27,67 % (4 дошкольника) – низкий уровень сформированности умения выявлять закономерности. В контрольной группе лишь 30% (6 дошкольников) проявляют высокий уровень сформированности умения выявлять закономерности, 40,00% (8 дошкольников) – средний уровень, 30 % (6 дошкольников) – низкий уровень сформированности умения выявлять закономерности.
Выявленная ситуация настораживает, поскольку приёмы установления закономерностей необходимы детям уже в старшем дошкольном возрасте, и без овладения ими не происходит полноценного усвоения материала, не может состояться интеллектуальная готовность к школьному обучению. Необходима целенаправленная работа педагогов дошкольного учреждения по формированию у воспитанников умения выявлять закономерности.
Список литературы
-
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Универсітэцкае, 1997. – 237 с.