Бобрик Е.В. ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОЛЛЕКТИВНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы становления детского коллектива и взаимоотношений в нем, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Начиная с 50-х гг. ХХ в. появилось много научных и научно-методических работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л. Коломинского, Л.В. Артемовой и др.
Появлению у дошкольника простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных свойств личности, как доброжелательность, взаимопомощь, умение уступить способствует трудовая деятельность. В коллективном труде у дошкольников зарождаются деловые и дружеские взаимоотношения. Однако труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации.
Взаимоотношения — это многообразная и относительно устойчивая система эмоциональных отношений, ядром которых являются направленные на другого человека чувства. Они находят свое выражение в общении и совместной деятельности людей, во взаимооценках членов группы, а также в их переживаниях, носящих избирательный характер [1].
Наиболее типичные для дошкольников варианты неблагоприятных взаимоотношений: повышенная агрессивность, обидчивость, застенчивость и демонстративность [2].
В качестве основной детерминанты межличностного познания в современной науке рассматривается деятельность. Межличностное познание служит необходимым атрибутом трудовой деятельности, ведь от того, как люди интерпретируют облик и поведение, а также оценивают друг друга, во многом зависит характер их взаимодействия и результаты их совместной деятельности. Важным средством, способствующим социальному развитию ребенка, являются отношения, в которые он вступает в процессе труда со своими сверстниками.
Таким образом, по нашему мнению, коллективная трудовая деятельность может являться фактором оптимизации взаимоотношений дошкольников, являясь детерминантом межличностного познания, предполагая необходимость включения в сферу многообразных отношений и непосредственного общения, создания кооперации, взаимопомощи, вызывая общность эмоциональных переживаний.
Результаты анализа научной литературы, а также данные проведенного нами констатирующего эксперимента по изучению особенностей контактов дошкольников позволили выделить следующее противоречие. Оказалось, что у ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, выражено стремление к разнообразному взаимодействию со сверстником, с другой – нередко наблюдается дефицит соответствующих способов и средств сотрудничества, что может приводить к разрушению совместных действий.
Сложившаяся ситуация ставит перед необходимостью конструирования содержания педагогической работы по совершенствованию межличностных взаимоотношений у детей.
В разработанной нами модели оптимизации взаимоотношений дошкольников в коллективной трудовой деятельности определены целевой, организационно-процессуальный и результативный блоки. Целевой блок модели представлен целью формирования положительных взаимоотношений дошкольников. Выбор цели определяет важнейшие направления работы педагогов, содержание этой работы, выбор характерных для нее форм, средств, методов и приемов, критерии степени сформированности положительных взаимоотношений в труде. В организационно-процессуальном блоке модели выделены направления работы, представлена характеристика организации коллективной трудовой деятельности детей, методы, средства, формы воспитания в труде.  В результативном блоке показаны возможные уровни сформированности положительных взаимоотношений дошкольников, проявляемые в коллективной трудовой деятельности.
Мы считаем целесообразным в рамках реализации модели осуществлять работу по трудовому воспитанию с использованием этических бесед, игр, наблюдений за трудом взрослых и более старших дошкольников, театрализованной, продуктивной, изобразительной деятельностей, чтения художественной литературы, решения проблемных ситуаций, использованием в работе считалок, словотворчества. Важно, что это было именно системой, а не использованием от случая к случаю. К работе следует подключить и родителей.
В ходе организации трудовой деятельности дошкольников воспитателю следует вести наблюдения за деятельностью детей по следующим критериям: ребенок умеет договариваться со сверстниками в процессе трудовой деятельности;  работает сообща;  бережет и ценит работу товарища; помогает товарищам по собственной инициативе; помогает товарищу по его просьбе; умеет вежливо отказать товарищу; характер оценки работы сверстника; отношение к замечаниям по работе.
Предлагаемая модель по совершенствованию взаимоотношений дошкольников в совместной трудовой деятельности получила экспериментальную апробацию. Формирующий эксперимент проводился в течение полугода только в экспериментальной группе из 20 старших дошкольников, контрольная группа, так же из 20 человек, функционировала в обычных условиях. В ходе осуществления формирующего эксперимента мы реализовали представленную выше модель, направленную на оптимизацию взаимоотношений детей экспериментальной группы в коллективном труде.
После окончания формирующего эксперимента было проведено социометрическое обследование «Корабль». По его результатам мы увидели, что в экспериментальной группе количество детей со статусной категорией «Звезды» увеличилось на 5%, в контрольной же осталось на прежнем уровне. Количество детей, попавших в экспериментальной группе в категорию «Предпочитаемые», увеличилось на 45% и составило 75%. В контрольной группе динамика лишь 10%. В экспериментальной группе уменьшилось число детей со статусной категорий «Оттесненные» на 40%, в контрольной группе – только на 10%. В экспериментальной группе не стало детей с категорией «Отверженные», тогда как в контрольной ситуация прежняя – 5%.
В экспериментальной группе после формирующего эксперимента уровень благополучия взаимоотношений стал высоким, при этом индекс изоляции равен 0 % (не выявлено ни одного ребенка, лишенного выборов в группе). В контрольной группе уровень благополучия взаимоотношений продолжает оставаться средним, при этом индекс изоляции всё еще равен 5 % (имеется один ребенок, лишенный выборов в группе).
Таким образом, полученные в ходе экспериментального исследования результаты позволяют нам сделать вывод об эффективности проведенной нами работы по оптимизации взаимоотношений в группе детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
  1. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – Минск: Полымя, 1984. – 356 с.
  2. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Владос, 2003. – 288 с.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий