Волкова Е.А. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГОВ

Дошкольное учреждение, являясь важным компонентом системы образования, не может быть вне процессов обновления: интенсивное изменение окружающей действительности, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. За последние десятилетия в практике обучения и воспитания детей дошкольного возраста появилось много нового. В существующей традиционной моде обучения и воспитания воспитанники совсем мало вовлечены в исследовательскую деятельность, им приходиться усваивать то, что уже открыто и доказано другими. Воспитанник воспринимается воспитателем как объект педагогического воздействия. Таким образом, сложившаяся система обучения и воспитания «натаскивает» дошкольников на применение стандартных способов решений. Кроме того, стараясь развивать репродуктивный стиль мышления и деятельности, дошкольное учреждение не обеспечивает должного высокого уровня развития своих воспитанников, тем самым не выполняет социальный заказ государства. Решение данной проблемы мы видим в изменении самого образовательного процесса посредством применения технологий, которые позволяют открыть нам новые возможности и горизонты для освоения различных областей образовательной, педагогической и социальной действительности.
В последнее время многие образовательные институты ставят перед собой задачу построения системы развивающегося образования, делая акцент на развитии базовых способностей личности в образовательных процессах [1, с. 32], при этом особую актуальность и высокую эффективность подтверждает метод проектов, что доказывает его широкое применение в практике дошкольных учреждений. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те факты, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами.
Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришёл к выводу: новые формы их со-деятельности, со-творчества позволяет найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития. Таким источником является проект, суть которого – свобода участников в выражении субъективного мнения, в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы. Проект- есть целенаправленное изменение некоторой системы[ 3, с.51], ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию. Метод проектов приобрёл огромную популярность в силу своего оптимального сочетания теоретических знаний и их практического применения при решении возникающих проблемных ситуаций в совместной деятельности. « Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю и где, и как я могу эти знания применить» [2, c.40] — вот основной тезис современного понимания метода проектов. Если говорить о методе как о педагогической технологии , данная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проектные технологии предусматривают формирование как у воспитателя так и у воспитанника умения приспосабливаться к стремительно изменяющимся условиям жизни в современном обществе [5, с.18], а также инициируют начало эволюции от объект- субъектной парадигмы образовательной деятельности [6, с. 8] к ситуации совместного постижения окружающей действительности.Ввиду сказанного, функцией проектирующей деятельности является обеспечение практики опережающими идеями, планами, действиями, сама же проектирующая деятельность всегда направлена на преобразование и творчество.
Результаты анкетирования родителей по вопросам организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома дают нам основание полагать, что родители не владеют информацией и простейшими формами организации данной деятельности дома. Кроме того, многие из детей не имеют свободы самовыражения, необходимой для развития творческой и исследовательской деятельностей. В связи с этим особую актуальность представляет для педагога способ обучения родителей в форме семинаров-практикумов с участием самих детей. Анализируя вышесказанное, главной задачей работы с родителями мы определяем — вовлечение семьи в единое образовательное пространство для успешной социализации ребёнка-дошкольника через проектно-исследовательскую деятельность, цель которой состоит в становлении у ребёнка научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к действительности, а также воспитать потребность изучать окружающий мир через проектно-исследовательскую деятельность, развивать творческую активность познавательных процессов.
На современном этапе развития образования актуальными формами взаимодействия с семьёй и социумом, являются: диагностирование семей; педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения, обмен опытом (собрания, круглые столы, консультации, педагогические гостиные и т.д.); различные мероприятия для детей и взрослых ( конкурсы, викторины. праздники, КВН и т.д.); совместные мероприятия с учреждениями социума ( школы, спортивные комплексы, музеи и т.д.); индивидуальная работа с родителями. Наиболее эффективными выделяют формы совместного творчества детей, родителей и педагогов, предполагающие активное участие в деятельности дошкольного учреждения и выступающие в качестве субъекта образовательного процесса, непосредственно оказывающие влияние на качество предоставляемых образовательных услуг. Самыми распространёнными формами совместного творчества являются: семейные встречи, цель которых состоит в создании атмосферы сплочённости и единства; семейные клубы по интересам (спортивные, театральные, фольклорные), способствующие сближению родителей и детей, сотворчеству; студийные занятия родителей и детей [4, с.14-15] , где «заново» происходит знакомство родителей со своим ребёнком ( по-новому открывают для себя своих детей, их качества, умения и возможности); гостиные, цель которых состоит в психологическом раскрепощении каждого ребёнка, его индивидуальности, социальной адаптации; спортивные праздники, досуги, развлечения, различные формы трудовой деятельности, помогающие сплотить детей, родителей и педагогов. При правильной организации взаимодействие с семьями воспитанников будет являться органичной составляющей деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы

1. Лобынько, Л.В, Швецова, Т.Ю. Современные подходы к процессу образования старших дошкольников / Л.В. Лобынько, Т.Ю. Швецова. — Минск: ИВЦ Минфина, 2010. — 147 с.
2. Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. -Минск: РИВШ БГУ, 2003. — 7 с.
3. Новиков, А.М. Образовательный проект методология образовательной деятельности / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. — М.: Эгвес, 2004. — 85 с.
4.Никашина, Г.А. Обеспечение качества образовательного процесса в дошкольных учреждениях / Г.А. Никашина // Пралеска. — 2012. — № 8. — С. 14-15.
5. Петрикевич А.А. Метод проектов в образовании дошкольников / А.А. Петрикевич. — Мозырь: Белый Ветер, 2008. — 45 с.
6. Радионов, В. Е. Теоретические основы педагогического проектирования: автореф. дис. докт. пед. наук: 05.24.01 / В.Е. Радионов. — Спб., 1996. — 20 с.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий