Горковенко Е.Г. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ, ОБУСЛОВЛЕННЫМИ ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Существующие в обществе полоролевые стереотипы играют, несомненно, важную роль в процессе социализации детей. Овладение социальным опытом и нормами полоролевого поведения происходит, прежде всего, в процессе полоролевого воспитания [5, с. 8].
Сущность полоролевого воспитания заключается в относительно социально контролируемом процессе развития девочки и мальчика, юноши и девушки в ходе их полоролевой социализации, воспитании культуры отношений одного пола к другому, развитии способности к реализации полоролевого репертуара, овладении умениями и навыками соответствующего поведения [8]. При этом целью полоролевого воспитания, по мнению Н.Е. Татаринцевой,  является подготовка к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои физические и психологические индивидуальные особенности – мужские или женские; ребенка, осваивающего способ полоролевого взаимодействия, в диалоге со взрослым овладевающего ценностями, смыслом полоролевого поведения, саморегуляцией полоролевой деятельности, стремящегося к самореализации богатства внутреннего мира [9, с. 29].
Вопросами изучения полоролевого воспитания нормативно развивающихся детей дошкольного возраста занимались и продолжают заниматься такие специалисты как И.Н. Евтушенко, О.И. Иванова, Л.И. Столярчук,  М.А. Радзивилова, Н.Е. Татаринцева и другие [3; 4; 6; 8; 10]. Данных, касающихся изучения особенностей полоролевого воспитания детей дошкольного возраста с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, крайне мало.
Анализ немногочисленных исследований в области изучения полоролевого развития детей рассматриваемой категории позволил выделить следующие особенности:
1) недостаточная полнота, низкий уровень обобщенности и дифференцированности полоролевых представлений;
2) недостаточная сформированность половой идентификации (присутствует лишь первичная идентификация);
3) нарушение в осознании своего прошлого и будущего образа в качестве представителя определенного пола;
4) опора на внешние признаки при идентификации пола и возраста другого человека;
5) особенности представлений о полоролевом поведении: непринятие мальчиками «женских» видов деятельности и принятие девочками «мужских».
Полоролевое воспитание зависит от ряда условий, одними из которых являются полоролевая компетентность педагогов и уровень педагогической культуры родителей в данной области. Именно поэтому для наиболее полного и системного изучения полоролевого воспитания дошкольников с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, необходимо выявить особенности полоролевого развития самих детей, особенности полоролевой компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.
Выявление особенностей полоролевой воспитанности детей среднего дошкольного возраста с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, возможно при использовании следующих методов: наблюдение за игровой и повседневной деятельностью ребенка; беседа с воспитателями; методика «Половозрастная идентификация» (автор Н.Л. Белопольская), диагностические задания «Мальчик или девочка?», «Мужчина-женщина» [1]. С опорой на учебную программу дошкольного образования для изучения представлений о собственной половой принадлежности мы выделили следующие параметры: осознание своей половой принадлежности, идентификация себя с представителем своего пола, подражание поведению представителей своего пола [11, с. 131]. Выделенные параметры можно соотнести с критериями, которые описала Н.Е. Татаринцева для нормативно развивающихся детей: когнитивный – представления о своей половой принадлежности; эмоционально-оценочный– отношение к себе как человеку соответствующего пола, адекватная мотивированная оценка своего полового образа; действенно-практический – активное воспроизводство полоролевых норм и ценностей [10, с. 20].
Первые два критерия помогут оценить предложенные методики и диагностические задания, третий критерий – беседа с воспитателями и наблюдение.
Для изучения уровня готовности родителей к осуществлению полоролевого воспитания, психологического пола родителей были подобраны такие методы как: авторская анкета, методика С. Бем «Исследование маскулинности-фемининности личности» [7, с. 253–256].
Анкета состоит из 21 вопроса (открытого и закрытого типа) и помогает выявить знания и отношения родителей к аспектам полоролевого воспитания, реализации полоролевого воспитания в условиях семьи. Данная анкета была составлена нами с учетом критериев полоролевой компетентности, выделенных Е.Н. Татаринцевой для родителей нормативно развивающихся детей [10, с. 20]. Параметры соответствуют параметрам для оценки полоролевого развития детей, поскольку составляют единый критериально-диагностический аппарат оценки полоролевой воспитанности и предполагает когнитивный критерий, который включает знания в области семейного/полоролевого воспитания и полоролевого развития детей; эмоционально-оценочный критерий – наличие полоролевых ориентаций и ценностей в жизнедеятельности, проявление интереса к традициям полоролевого воспитания дошкольников;    действенно-практический – осуществление дифференцированного подхода (в зависимости от пола) к воспитанию детей.
Психологический пол родителей оказывает влияние на формирование психологического пола ребенка. Изучение данного аспекта важно, поскольку дает возможность предположить, какие характеристики в будущем будут преобладать у ребенка: мужские, женские или будет наблюдаться их сочетание. В настоящее время говорить о «чистой» маскулинности и феминности не приходится. Для обозначения сочетаний этих двух понятий используется термин «андрогиния». Оптимальная андрогиния обеспечивает большую социальную гибкость и адаптивность человека [5, с. 7]. Подобранная нами методика С. Бем «Исследование маскулинности-фемининности личности» позволяет определить индекс IS, указывающий на преобладание тех или иных характеристик (феминность, маскулинность либо андрогинность).
Изучение полоролевой компетентности педагогов, работающих с детьми с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, может опираться на следующие методы: авторский опросник и методика «Незаконченные предложения» [2, с. 256-257]. Для адекватной оценки полоролевой компетенции можно опираться на критерии, выделенные М.А. Радзивиловой: когнитивный – система полоролевых знаний, соотнесенных с педагогической деятельностью, современной реальностью и индивидуальными особенностями мальчика/девочки, социальными условиями жизни ребенка – знания в области гендерной психологии и педагогики: закономерности психосексуального развития личности ребенка; особенности полоролевой социализации мальчиков и девочек; сущности полоролевой дифференциации и идентификации личности; мотивационный – уровень осознанного подхода к реализации гендерного воспитания, стремление к осознанию собственной гендерной роли в рамках педагогической деятельности, творческому применению гендерных норм и уход от стереотипов полоролевого поведения во взаимодействии с воспитанниками и коллегами, гуманистическую ориентацию на ребенка как представителя определенного пола; операциональный – практическая готовность к работе по полоролевому воспитанию: сформированность умений по организации типичных и проблемных педагогических ситуаций в процессе полоролевой социализации и навыков структурирования и упорядочения педагогических ситуаций; умениями согласовывать педагогические усилия с реальными ситуациями и индивидуальными особенностями, социальными условиями жизни ребенка [6, с. 6-8].
Методика «Незаконченные предложения» позволяет определить общие полоролевые представления педагогов, а также некоторые параметры когнитивного критерия (в частности, выделить некоторые особенности знаний в области полоролевого воспитания, связанных с особенностями внешнего вида и поведения детей разного пола).
Авторский опросник ориентирован на анализ особенностей, связанных с выделенными выше критериями и состоит из 18 вопросов.
Таким образом, полоролевое воспитание – комплексный процесс, во многом зависящий от готовности родителей и педагогов.  Подобранные методы для изучения полоролевой воспитанности детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, уровня педагогической культуры родителей и полоролевой компетентности педагогов, на наш взгляд, будут способствовать целостному оцениванию  полоролевого воспитания детей рассматриваемой категории.
Список литературы
  1. Белопольская, Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания / Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 1998. – 24 с.
  2. Градусова, Л.В. Гендерная педагогика /Л.В. Градусова. – М.: Флинта,  2011. – 89 с.
  3. Евтушенко, И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. …канд.пед. наук: 13.00.07 / И.Н. Евтушенко; Челябинский государственный педагогический университет. – Челябинск, 2008. – 24 с.
  4. Иванова, О.И. Педагогическое сопровождение полоролевого развития детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. …канд.пед. наук: 13.00.01 / О.И. Иванова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 208 с.
  5. Организация работы по полоролевому воспитанию детей дошкольного возраста / под ред. Е.А. Зайченко. – Мозырь: Белый Ветер, 2005. – 66 с.
  6. Радзивилова, М.А. Структура гендерной компетентности педагога / М.А. Радзивилова // Педагогическое образование. – 2009. – № 4. – С.5–10.
  7. Реан, А.А. Психология изучения личности / А.А. Реан. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.
  8. Столярчук, Л.И. Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации: дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Л.И. Столярчук; Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогический государственный университет. – М., 1998. – 399 с.
  9. Татаринцева, Н.Е. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности / Н.Е. Татаринцева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3. – С. 28–33.
  10. Татаринцева, Н.Е. Теоретико-методологические основы  и практика полоролевого воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дисс. … д-ра наук: 13.00.01 / Н.Е. Татаринцева; Волгоградский государственный педагогический университет. – Ростов н/Д, 2011. – 50 с.
  11. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Аверсэв, 2013. – 416 с.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольника. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий