Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения.
Культуру поведения применительно к ребенку дошкольного возраста целесообразно определять как совокупность элементарных устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в доступных видах деятельности. Культура поведения тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их. В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки [2].
Анализ результатов проведенной нами в дошкольном учреждении диагностики уровня сформированности культуры поведения у воспитанников старших групп показал неудовлетворительное состояние реальной педагогической практики по формированию данного личностного образования. Лишь около 20% обследованных дошкольников проявляют высокий уровень сформированности культуры поведения, у остальных детей он средний и низкий.
Каждый вид детской деятельности (игровая, трудовая, познавательная) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
Однако известно, что прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Это говорит о том, что с дошкольниками необходимы другие методы работы. На наш взгляд, народная сказка способна осуществить процесс воспитания более продуктивно.
Сказка наглядно показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача основ нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
- потребность в автономности (независимости): вкаждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
- потребность в компетентности (силе, всемогуществе): герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
- потребность в активности: герой всегда находится в действии [1].
Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и др.
Мы разработали теоретическую модель формирования культуры поведения детей дошкольного возраста на основе народных сказок, которая позволяет педагогу содержательно и методически грамотно построить работу с детьми. Модель представлена четырьмя компонентами: целевым (компоненты культуры поведения), содержательным (методы, средства, формы, этапы), субъектным (участники педагогического процесса) и результативным (определяется целью, но его реализация обеспечивается соблюдением ряда условий).
В использовании сказки как средства формирования культуры поведения ребенка-дошкольника, мы определяем следующие задачи:
- формирование способности к целостному отражению внешнего облика различных сказочных персонажей
- овладение умением оценивать индивидуальные особенности сказочных героев через анализ их действий, поступков
- принятие социально одобряемых форм поведения через проигрывание образно-ролевых сказочных ситуаций.
Согласно представленной модели, практическая работа с детьми строится поэтапно. На первом, познавательно-мотивационном этапе работы с народными сказками большое внимание следует уделить приобретению детьми базисных знаний о нравственности через сказки, а также формированию у детей интереса к нравственным проблемам и личностное отношение к данной литературе. В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести, достоинстве, преданности и т.д. Сказка настраивает ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит с героем весь путь.
На эмоционально-оценочном этапе основное внимание педагога должно быть уделено формулированию детьми своего личностного отношения к категориям нравственности и правильному поведению на доступном их возрасту уровне. Если на первом этапе дети получают базисные знания по проблеме, то на втором этапе дети должны иметь возможность реализовать свои знания в оценочных суждениях, выражающих отношение к правильным и неправильным поступкам и поведению.
На деятельностном этапе предусмотрено драматизированное изображение событий в сказке. Оно, прежде всего, способствует тому, чтобы ребёнок входил в круг воображаемых обстоятельств, стал мысленно содействовать героям произведения, эмоционально переживать новые для него чувства. На протяжении всего дошкольного детства ребёнок проходит длительный путь осознания сюжета сказки, эмоционально оценивая её. Со временем решающее значение для ребёнка приобретает общественная значимость человеческих поступков, их внутренний смысл и оценка окружающими людьми, взрослыми и сверстниками.
Алгоритм работы с сказкой заключается в следующем:
- чтение сказки и её анализ-разбор педагогом;
- формулирование целей работы с детьми;
- поэтапное планирование работы;
- итог работы со сказкой в форме выставок поделок, рисунков, результатов собственного сочинительства, показа спектаклей и др.
Результаты апробации данной модели в практике работы дошкольного учреждения показали, что после проведения формирующего эксперимента с 44 воспитанниками от 45 до 50 % детей экспериментальной группы демонстрируют высокий уровень сформированности культуры поведения, в то время как детей с низким уровнем в этой группе нет совсем. В контрольной группе, при традиционной системе воспитания, на высоком уровне культура поведения сформирована лишь у 18–27 % воспитанников, в то время как низкий уровень проявляет все еще от 14 до 23 % детей.
Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности модели формирования культуры поведения дошкольников на основе народной сказки.
Список литературы
-
Каменец, А.В. Педагогика сказки / А.В. Каменец // Современный детский сад. – 2007. – № 8. – C. 21–29.
-
Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 278 с.