Шульга А.И. ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема развития коммуникативного поведения у ребёнка дошкольного возраста на современном этапе становления общества является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка. В русле последних концепций дошкольного образования особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития. Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
В широком смысле под «коммуникацией» понимается информационная связь субъекта с объектом, то есть передача субъектом определённых знаний, идей, деловых сообщений, фактических сведений, которое получатель (человек, животные или технические устройство) должен принять, правильно декодировать и соответственно поступить [1, с. 10]. Более узкий подход сводит смысл данного понятия лишь к взаимодействию людей. Коммуникативное поведение – это тип поведения, который представляет собой осознанные или неосознанные реакции человека, которые обеспечивают основные функции коммуникации в процессе социального взаимодействия, обусловленное уровнем развития его коммуникативных навыков [2, с. 115].
С целью изучения коммуникативного поведения детей дошкольного возраста было организовано экспериментальное исследование на базе ГУО «Ясли-сад № 100 г. Гродно», в котором приняло участие 16 воспитанников старшей группы. Для исследования коммуникативного поведения детей дошкольного возраста нами была использована методика «Сделаем вместе» [3, с. 23].
Цель методики: выявить и оценить уровень развития коммуникативной активности, нравственной направленности личности ребёнка, проявляющиеся во взаимодействии со сверстниками. Диагностический инструментарий был представлен мозаикой и картинками с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур. Экспериментатор предлагал двоим ребятам по картинке-образцу сложить узор. После того, как взрослый видел, что дети уверенно манипулируют фигурками, предлагалось собрать мозаику вместе, делая аспект на слово «вместе». Детям давалось ровно столько фигур, сколько им необходимо для составления предъявляемой картинки; фигурки делились взрослым поровну. В ходе выполнения заданий экспериментатор не вмешивался в работу детей, только фиксировал их поведение.
Для характеристики состояния коммуникативного поведения детей дошкольного возраста были определены следующие параметры:
1) направленность в совместной деятельности;
2) общительность и контактность ребёнка;
3) заинтересованность в предложенной деятельности.
Направленность в совместной деятельности носила положительный, неустойчивый и отрицательный характер. Если ребенок в процессе выполнения совместной деятельности помогал партнеру (поправлял его фигурки, советовал, подавал реплики типа «сейчас я тебе помогу», «давай помогу»), отдавал свои фигурки; передвигал их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работал на столе партнера, использовал в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы», то направленность оценивалась как положительная.
Высокий уровень общительности, контактности ребенка проявлялся в наличие речи, обращенной к партнеру, в адекватной реакции действием на его советы.
Оценка параметра «заинтересованности детей в предложенной деятельности» позволила выделить три уровня: высокий, средний и низкий. Высоко оценивались действия испытуемых, проявляющиеся в стремлении вместе с партнером выполнять задание, следить за его работой, попытках давать советы при возникающих затруднениях.
Результаты экспериментального исследования показали, что положительную направленность имеют 50% испытуемых. Неустойчивая направленность личности отмечается также у 50% детей, для которых характерны проявления в некоторой степени черт отрицательной и положительной направленности. Отрицательная направленность детей дошкольного возраста не была выявлена. Это значит, что дети пытались налаживать контакты между собой, работали вместе, делились фигурками, советовали друг другу. Высокий уровень общительности выявляется приблизительно у 44 % детей, который проявляется во взаимодействии детей между собой, обращённой речи друг к другу. У большинства детей выявляется средний уровень общительности, которых составляет 50 %, так как на детей при их взаимодействии могут влиять различные факторы, например, новый человек, обстановка и т.д. Также отмечается низкий уровень общительности детей, который составляет приблизительно 6%. Данные показатели обусловлены индивидуальными чертами характера ребёнка. По результатам эксперимента отмечается высокий уровень заинтересованности, который составляет 75 % детей. Дети активно выполняли задание, помогали партнёрам, предлагали свои идеи по составлению картинки. Также у детей был выявлен средний уровень заинтересованности – 25 %.
Таким образом, данные экспериментального исследования показывают, что у детей дошкольного возраста доминирует положительная и неустойчивая направленность личности, а также средний уровень общительности. Следовательно, в дошкольном учреждении необходимо уделять особое внимание развитию коммуникативного поведения у детей посредством сюжетно-ролевых, дидактических игр и игр-драматизаций, так как игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а также посредствам различных занятий и индивидуальной работы. В дальнейшем планируется сравнительный анализ коммуникативного поведения детей дошкольного возраста старшей группы с нормальным речевым развитием и детей дошкольного возраста старшей группы с нарушениями речевой функции.
Список литературы
1. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
2. Черкасова, Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие / Е.Л. Черкасова. – М.: Национальный книжный центр, 2011. – 192 с.
3. Сыс, Л.А. Формирование коммуникативного поведения у заикающихся подростков и взрослых в процессе логопедической работы / Л.А. Сыс. – Минск: БГПУ, 2010. – 76 с.
Запись опубликована в рубрике Развитие коммуникативных навыков у учащихся (студентов). Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий