Сегодня становится все более очевидным, что человечество развивается по пути расширения взаимосвязи и взаимозависимости различных стран, народов и их культур. Этот процесс охватил различные сферы общественной жизни всех стран мира. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом.
Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур. Расширение взаимодействия культур и народов делает особенно актуальным вопрос о культурной самобытности и культурных различиях.
Шекспир давно является важнейшим компонентом изучения англо-американской культуры во всем мире. Наследие Шекспира активно изучается как в университетах, так и в школах всего мира. Внимание исследователей привлекают не только тексты великого драматурга, но и театральные постановки, экранизации его произведений в кинематографе.
«Гамлет» – произведение человеческого гения, сделавшее имя Дании известным на всем пространстве земли. Из всех датчан только один может быть назван знаменитым в самом широком смысле слова, только один занимает собой и поныне умы в Европе, Америке и Австралии, даже в Азии и Африке, поскольку европейская культура проникла в эти части света, и этот один никогда не существовал или, по крайней мере, никогда не существовал в том виде, в каком он был прославлен Шекспиром. Дания произвела нескольких людей, стяжавших себе громкую славу: Тихо Браге, Торвальдсена, Андерсена, но ни один из них не достиг и сотой части славы Гамлета [1].
Шекспиру выпало жить в замечательное время. Он был современником великой эпохи в истории человечества, получившей название Возрождения. То была длительная полоса общественного и духовного развития Европы, когда происходила ломка многовекового феодального уклада и рождение буржуазного строя.
Гамлет, прежде всего замечательный культурно-исторический тип – тип эпохи Возрождения, представитель аристократических верхов тогдашней культуры, воплощение современного ему идеала общечеловечности, универсальности. Итальянские «гуманисты» 15-16 веков, поклонники классической древности, первые поставили истинною целью своих стремлений – всестороннее развитие человеческой личности по античному образцу. Homouniversale – человек универсальный, воспринявший в себя всю полноту новой культуры, гармонически развивший как физические, так и духовные свои способности, – был их идеалом, руководящим светочем, указующим правильный путь ко благу, к счастью. Индивидуалисты, они прежде всего думали об усовершенствовании индивидуума и этим становились вразрез с узким церковно-аскетическим идеалом средневекового мировоззрения [3, с. 3].
Английским литературным отражением нового итальянского идеала и является Гамлет. Он отмечен печатью такой же универсальности и всесторонности:
Язык учёного, глаз царедворца,
Героя меч, цвет и надежда царства,
Ума и нравов образец.
Перевод А. Кронеберга
К этому прибавляется ещё «мощь высокого ума» и «свежей юности краса». С культурой ума в нём соединяется культура тела. В поединке на рапирах он превосходит самого Лаэрта, постигшего искусство фехтования в Париже. Гамлет учился в городе, где вспыхнул великий бунт Мартина Лютера против папства, и где оформилась пресная немецкая Реформация. Однако в драме Шекспира важен не столько этот город, сколько «университет», как нарицательное обозначение рассадника новой светской культуры [2, с.29]. Воспитанник Виттенбергского университета, он в области мысли как у себя дома. Он стоит на уровне высших достижений философии Возрождения: критика открывает в его речах отголоски учений знаменитых философов шекспировской эпохи, Джордано Бруно, Мишеля Монтеня и других.
Обращает на себя также внимание энциклопедическая обширность его знаний, а также его чисто итальянский эстетизм. Он обладает живым и тонким чувством изящного, высказывает глубокие и верные суждения о сценическом искусстве, о задачах драмы, о литературе вообще, он сам поэт и сатирик, мастер слова, ловко владеющий иронией и сарказмом.
Гуманисты имели высокое представление о человеческой личности, её достоинстве и назначении. Новое отношение к человеку сопровождалось в эпоху Возрождения и новым отношением к природе. С Петрарки начинается восхищение природой, зарождается «чувство природы». В согласии с этим и Гамлет называет землю «прекрасным созданием», восхищается «этим чудесным небосклоном, этой величественной кровлей, сверкающей золотым огнём» [3, с. 4].
Сомнений быть не может, Гамлет – пламенный выразитель тех новых взглядов, которые принесла с собой эпоха Возрождения, когда передовые умы стремились восстановить не только утраченное за тысячелетие средневековья понимание древнего искусства и поэзии, а также взглядов греков и римлян на политическую жизнь, но и доверие человека к собственным силам без упований на милости и помощь неба. Ещё точнее: Гамлет – гуманист не потому, что понаторел в украшениях своей речи классическими цитатами из древних авторов или мифологическими фигурами, не потому, что он профессиональный эрудит, а в том единственно правильном смысле, что всё человеческое он ставит выше не только звериного, но и божественного. Гуманизм Гамлета – никем не оплачиваемая и уже неотъемлемая культура мысли и чувства, отчасти результат новой системы обучения, в основном же плод самостоятельно продуманного опыта, на почве времени, перевернувшего все средневековые ценности [2, с. 28].
Общий колорит жизнерадостности лежит на всей культуре Возрождения. После мрачного, сурового, фанатического средневековья Европа возрождалась к новой, светлой, радостной и праздничной жизни. Всё призывало к ликованию и наслаждению. «Как весело жить в наше время!» — восклицал Ульрих фон Гуттен, один из энергичнейших бойцов за новые идеалы.
И искусство и литература праздновали «жизни новой торжествующий прилив». Сколько сочности и яркости на палитре художников эпохи – Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рубенса, Веласкеса, Мурильо. Сколько блеска образов и свежести красок в творчестве её поэтов – Ариосто, Тассо, Рабле, Сервантеса, Шекспира.
Но на ясном и солнечном небе Возрождения рано начали собираться тучи. Не всегда протекала гладко та борьба, которую вели гуманисты, — борьба за новые идеалы в жизни и в культуре, борьба против устарелых и отживших политических, общественных и культурных формаций феодального уклада. Существующий порядок вещей, глубоко укоренившийся и сильный традицией, отстаивал свои позиции и приходил в конфликт с благородными и передовыми мечтами гуманистов. Ноты разочарования послышались уже у родоначальника гуманизма, «первого человека нового времени» – Петрарки. В нём уже чувствуются зародыши будущей «мировой скорби».
В 16 веке, в цветущую пору Возрождения, обозначилась ещё резче его противоречия, разлад высоко парящей мысли в неприглядной действительности.
Реформация вновь зажгла пламя бесконечных религиозных войн. Надвигалась эпоха католической реакции с её ужасами, подобными Варфоломеевской ночи (1572). Погиб на кострах ряд выдающихся представителей свободной мысли: Томас Мор в Англии (1535), Этьен Доле во Франции (1546), Джордано Бруно в Италии (1600) и др.
При таких обстоятельствах тон жизнерадостности неизбежно должен был понизиться. Все противоречия Возрождения: бодрый полёт освободившейся мысли и закоренелая косность старины, проповедь человечности и жестокость, гуманизм и фанатическое изуверство – особенно болезненно сказались на чуткой душе Монтеня и окрасили его скептическую философию в пессимистический цвет.
Младший современник скептика Монтеня и энтузиаста Бруно, Шекспир переживал и мучительно и радостно свою эпоху, два противоположных полюса которой выразились в философии названных мыслителей. Стоя в общем своём миросозерцании ближе к оптимисту Бруно, разделяя в значительной степени его «героический восторг», великий драматург не остался, однако, глух к расхолаживающим наблюдениям «Опытов» Монтеня, которыми он зачитывался как раз в эпоху создания «Гамлета», когда, можно сказать, ещё не погасло зловещее зарево от костра, на котором погиб в Риме смелый итальянский мыслитель, основатель нового направления европейской философии.
Эпоха давала много материала для разочарований всякого рода. Вся гамма современных настроений была глубоко изжита Шекспиром, и на грани двух столетий, достигши полного расцвета своего гениального таланта, он переживал временами мучительный кризис в своём миросозерцании, остро испытывал на себе печальное веяние пессимистической оценки жизни и мира, которое закрадывалось в душу многих, вопреки общему жизнерадостному направлению эпохи [3, с. 7].
Зарождавшемуся пессимизму – всему, что больно переживалось им лично и что наблюдалось в других, Шекспир дал гениальное воплощение в образе печального датского принца. Гамлет – первый литературный тип «мирового скорбника», созданный с удивительным мастерством и глубиною захвата. Он несомненный предок и показательный предтеча всех будущих Вертеров, Фаустов, Рене, Конрадов, Манфредов, Онегиных и Печориных – всех тех типов, которые создала поэзия «мировой скорби» в пору наивысшего своего расцвета, в конце 18 и в первых десятилетиях 19 века. По глубине философского содержания к нему ближе всего гётевский Фауст и байроновский Манфред.
Эти типы наполнятся впоследствии, конечно, иным содержанием, социальным и национальным, будут отражением других культурных эпох, но основные психологические черты – состояние разочарованности, пессимистического настроения – останутся те же, что у английского скорбника начала 17 века. Пессимист Гамлет, продукт пониженных настроений Возрождения на ущербе, явится поэтическим истолкованием подавленного настроения эпохи реакции в начале 19 века [3, с.8].
Список литературы
-
Брандес, Г. Шекспир. Жизнь и произведения / Г. Брандес [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.shakespeare-william.ru/zhizn?start=1.
-
Верцман И. «Гамлет» Шекспира / И. Верцман. – М. : Художественная литература, 1964. – 141 с.
-
Шекспир У. Гамлет, принц Датский / У. Шекспир// пер. с англ. М. Лозинского; предисл. М. Розанова ; коммент. М. Розанова, М. Лозинского, М. Морозова. – Минск: Маст. літ., 2010. – 183 с.