Синкевич Е.В. РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЛИДСКОМ УЕЗДЕ В КОНЦЕ ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

История культуры и образования является неотъемлемой частью нашего прошлого.Изучение культурных процессов, особенностей развития учебных традиций значительно обогащают наши представления о соответствующих этапах исторического развития.
Актуальность выбранной темы аргументируется тем, что, несмотря на наличие достаточно большого количества литературы по проблеме развития образования в Лидском уезде, остаются еще не снятыми некоторые аспекты проблемы.Регионалистика актуальна тем, что способна представить развитие определенного населения в динамике, определить иерархию причин и следствий, которые обусловили ее развитие именно таким, а не иным образом (в данном случае развитие образования);она способна свести политические и идеологические влияния к минимуму. Общеизвестно, что уровень образованности народа определяет общий социокультурной потенциал общества и выполняет важную функцию обеспечения условий для его развития.
Авторам была поставлена цель реконструировать на основе анализа литературы и источников комплекс вопросов, связанных с развитием начального светского и духовного образования в Лидском уезде в XIX – начале XX вв.
Основой для написания работы явились принципы историзма и системности.Достижению поставленной выше цели способствовали использованные методы исследования: логический (события отражены последовательно); хронологический (факты представлены в хронологическом порядке);классификации (начальные учебные заведения разделены на: уездные училища, церковно-приходские, школы грамоты, приходские и народные училища, хедере и иешивы); историко-сравнительный (сравнивается развитие начального образования в Лидском уезде и в Российской империи, раскрыты индивидуальные и общие характеристики);историко-системный (начальное образование в Лидском уезде рассмотрено с учетом внешних и внутренних факторов, которые на него влияли).
В 1795 г. Лидский уезд был включен в состав Российской империи.Границы уезда за XIX – начала XX вв.практически не менялись.Сначала уезд входил в состав Литовской губернии, а с 1802 г. – в Гродненскую губернию.В конце 1842 г. Лидский уезд передали Виленской губернии; в начале 1914 г. – в составе Виленского воеводства. Центром Лидского уезда был г. Лида – второй по величине город Виленской губернии.
После подавления восстания 1863 – 1864 гг. в Беларуси закрепилась реакция, дело образования в основном было сосредоточено в руках православного духовенства.Начали насаждаться церковноприходские школы и школы грамоты.Материальное содержание школы возлагалась на сельские общества, т.е.на крестьян.Были ликвидированы дворянские училища.
Беларусь не обошли и буржуазные реформы 60-х гг.ХХ в. Соответственно школьной реформе были узаконены 3 типа общеобразовательных учебных заведений: народные училища, прогимназии и гимназии.Для белорусских земель 23 марта 1863 г. были приняты «Временные правила для народных школ в губерниях Виленской, Ковенской, Гродненской, Минской, Могилевской и Витебской».Они требовали, чтобы в народных училищах Виленского учебного округа все дисциплины (за исключением Закона Божия для детей католического вероисповедания) преподавались только на русском языке [10, с.230].
Всего на территории Беларуси до середины 90-х гг., благодаря народной инициативе, насчитывалось 1 439 народных училищ, в том числе 127 в Лидском уезде.По данным Соркиной И.В., в 1885/86 гг.в народных училищах в Радуни учились 56 парней, 2 девочки;в Василишках в этом же году было 86 учеников;в Щучине – 78 парней и 6 девушек.Народные училища были также в Жирмуны, Желудке, Беняконях, Белицы, Новом Дворе, Орли, Острино, Рожанке, Эйшишках. Первое народное училище Лидчины было открыто в 1856 г. при голдовской церкви священником Калестином Бренном [1, с.68].
Отличительным для местных народных училищ было то, что в них работало много выпускников Молодеченской учительской семинарии.Почти все они содержались за счет казны и местных крестьян; исключение составляли Дубровенское, Забалатнянскае и Мыцких училище, которые работали только за счет местных крестьянских общин. Заработная плата учителей была мизерной, некоторые вообще ничего не получали.
Дети изучали Закон Божий, арифметику, чтение, письмо, церковное пение.Главным предметом был Закон Божий.Его преподавали священники православного и католического вероисповедания, которые следили, чтобы дети воспитывались в нужном морально-духовном направлении.Курс обучения в народной школе был 3-летний.Учебный год должен был начинаться с 1 сентября и заканчиваться 1 мая.Учебная неделя состояла из 36 учебных часов (по 6 уроков в день – 4 до обеда и 2 после обеда).Но чаще всего, занятия проводились только зимой, когда в хозяйстве было меньше работы.В народные училища принимали детей школьного возраста всех сословий и вероисповеданий, но подавляющее большинство учащихся составляли дети крестьян.Обычно в школах работали 1–2 учителя и священник [12, с.112].
Самыми реакционными по идейному содержанию и самыми отсталыми по способам воспитания были церковноприходские школы и школы грамоты.Методика обучения была элементарной: преобладал звуково-составной метод обучения грамоте;не во всех школах даже обучали письму и счету.
В НИАБ в г. Гродно сохранились списки церковноприходских школ и школ грамот в Лидском уезде начала ХХ в.В 1909 г. церковноприходских 1-классных школ было 23 (5 женских, 18 смешанных).Только 13 школ располагалась в специально построенных помещениях, 7 имели земельные наделы.Школ грамот – 87 (15 мужских, 72 смешанных). Одна 2-классная школа – Щучинская мужская (45 учащихся). Всего – 110 школ (15 мужских, 5 женских и 90 смешанных) [6, л.2 – 3].
 В 1913 г. было уже 25 1-классных церковноприходских школ (4 женских и 21 смешанная). Количество школ-грамот уменьшилась до 56 (1 мужская и 55 женских).Всего – 81 школа (76 смешанных, 4 женских, 1 мужская) [8, с.188].Можно привести и пример экзаменов учащихся для получения свидетельства об окончании 1-классного курса церковноприходской школы: устные – Закон Божий, пение, церковно-славянская грамота, русский язык и «счисление»; письменные – русский язык и чистописание [8, л.2 – 3].
Таким образом, по данному НИАБ в г. Гродно, количество школ за
1909–1913 гг.в Лидском уезде церковноприходских увеличилось (с 23 до 25), а школ грамот уменьшилось (с 87 до 56).В школах было 2 – 3 учителя (при этом один священник), они получали от 5 до 300 рублей.
В городах и местечках Беларуси существовали и приходские училища, в которых занимались дети рабочих слоев населения.В основном это были
1-классные училища с 2-летним сроком обучения.2-классными считались 11 училищ.
В большинстве случаев школы находились в плохом состоянии, потому что на их содержание не хватало средств.Так, в НИАБ в г. Гродно можно встретить рапорты о том, что нужны деньги на ремонт школы или вообще помещения неремонтируемы, частые и прошения о назначении помощи как учителям, так и учащимся.Например, в ноябре 1884 г. на заседании Лидской городской думы рассматривался вопрос об оказании помощи из городских средств учителям приходских училищ и женской семинарии «ввиду крайне ограниченного их содержания и существующей дороговизны» [9, л.5]. Было отказано.Или ходатайство священника о выделении денег на отопление в Маломожейковской и Агородниковской церковноприходских школах, «ибо отсутствие дров грозит прекращением занятий» [7, л.86].
В Беларуси действовали и городские училища.В 1864 г. было создано мужское 2-классное училище в Лиде, которое просуществовало до 1915 г. Через год при училище появилась женская послеобеденная смена, позже – женское отделение.В 1912 – 1914 гг.преподавали Закон Божий, русский и славянский языки, арифметику, историю, географию, чистописание, черчение, пение.Училище Лиды, как большинство по Беларуси, было малочисленным, например, в конце 80-ых гг.в нем училось 40 мальчиков.Обучение было платным.
В 1871 г. в городе появилось 3-классное уездное училище.В 1903 г. оно реорганизовано в городское 4-классное училище.На обучение принимали детей всех состояний, которым было более 7 лет.В 1911/12 учебном году было 175 учеников.Годовая плата колебалась от 5 до 15 руб.Ученикам, которые до 13 лет успешно закончили четыре класса, разрешалось поступать в первый класс гимназии или реального училища без экзаменов [11, с.55].
Кроме мужского образования развивалось и женское.30 мая 1858 г. было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения».Эти учебные заведения должны были содержаться преимущественно на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц.Они были с 6-летним и 3-летним курсами обучения.
В 1859 г. появился 3-классный частный женский пансион и в Лиде.Он существовал до 1904 г. Правительство придерживалось политики ограниченного образования для женщин, их воспитывали в духе христианской морали и учили домашним обязанностям.В женских образовательных учреждениях давали очень мало реальных знаний и больше заботились об освоении светских манер, воспитании в религиозно-нравственном духе.В пансионах, что открывались, воспитывались в основном девочки из привилегированных сословий [13, с.21].
В 1901 г. было открыто частное женское 3-классное училище с подготовительным классом в г. Лида.Открыла и содержала ее Мария Константиновна Новицкая – выпускница Виленского высшего Мариинского училища.
Училище давало законченное элементарное образование, содержалось за счет платы за обучение, которая не должна была превышать 40 рублей в год с каждой ученицы;состояло из трех классов основных и подготовительного; учились девочки всех сословий и вероисповеданий; в подготовительный класс дети принимались без предварительного испытания, а в остальные классы – после выдержки соответствующих испытаний; обучение проводилось с 9 1/2 часов утра и состояло из уроков по 55 минут каждый с 10-минутными перерывами между уроками и большим перерывом после второго урока. В разные годы в училище обучалось от 73 до 102 учениц [13, с. 25].
Характерно, что местные жители часто неохотно отдавали своих детей в государственные школы, поэтому распространилось «подпольное» обучение, когда родители отдавали своих детей частным учителем и «директором» для обучения на польском языке.Обучение было тайным и платным. Примером такого обучения может служить д.Барташи Лидского уезда, где Сергей Иван Павлович обучал детей польскому и русскому языкам и математике [1, с.3].
 Интересную информацию о развитии образования в начале ХХ в.содержит «Наша Нива».Так, в феврале 1908 г. на страницах газеты некто Колодка из Василишек писал: «Была у нас заведзена дармовая школа для сталых хлопцаў і дзяўчат … Але ня доўга цешыліся з навукі людцы тутэйшыя: як пачала наглядаць за ёй мейсцовая паліцыя, дык і школа цяпер пустуе»
[3, с.3].На несоответствие между желающими учиться и возможностями местного училища жаловался корреспондент с Бенякони: “У нашым народным вучылішчы было заўсягды ня больш 50– 60 вучняў, а ў гэтым гаду ўсе сунуліся да навукі і ўжо вучацца больш за 100 і яшчэ просяцца, але не прыймаюць. Патрэбна тут двухкласнае прыходскае вучылішча, але ніхто аб гэтым не дбаець” [4, с. 3]. В январе 1912 корреспондент из Бутримавцев указывал на то, что действует только одна школа на волость, поэтому женщины собирают 2 – 3 детей для обучения, “больш ня можна, бо пацягнуць”. “Галоўная мэта гэтай навукі чытанне па малітвенніку…друкаваны у польскай мове і дзеля гэтага прывык беларус вязаць сваю веру з польшчынай. А праз цемнату сваю лічыць за національнасць веру і дзеля гэтага называе сябе палякам… ”[5, с. 3].
Представление об уровне начального образования в Лидском уезде будет неполным без учета еврейских религиозных школ – хедеров, которые не учитывались Министерством народного просвещения.Все еврейские мальчики с 4 до 13 лет учились в хедере, которые существовали в каждом городе и поселке.Деятельность этих школ невозможно оценить однозначно.С одной стороны, они вносили в еврейскую среду грамотность, прививают любовь к религиозным и национальным традициям, а с другой стороны, они давали одностороннее образование (отсутствие светских предметов) и характеризовались невысоким уровнем образования учителей (меламедов).
 Таким образом, начальное образование в Лидском уезде было представлено учебными заведениями разного типа: светскими и духовными, городскими и сельскими, частными и государственными.Надо отметить центр уезда – г. Лиду, в котором количество учебных заведений постоянно росло, например: в конце XIX в.действовали уездное и приходское училища, народная и еврейская 2–классные школы, пансион для девочек-евреек;в 1913 г. – 2 частные прогимназии, высшая начальная школа, 2 приходских школы (мужская и женская), народная школа, талмуд-тора и иешива Райнеса (плюс мужская и женская гимназии) [2, с.116].
Существование различных типов учебных заведений в Лидском уезде и стремление населения к знаниям привело к тому, что уровень образованности населения Лидского уезда был достаточно высок, а образованность населения г. Лиды стояла на втором месте после Вильно (процент грамотных в Лиде в 1897 . составлял 52,7%, что лишь на 0,1% ниже, чем в Вильнюсе).Грамотность населения можно проследить по материалам первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Недостатком этих сведений является то, что основным критериям грамотности считалось умение читать на русском языке.
Таким образом, состояние начального образования в Лидском уезде характеризовалось:
-       постоянным контролем и ограничением со стороны органов власти;
-       грамотность населения постоянно росла и расширялась сеть различных типов учебных заведений;
-       количество желающих учиться всё равно превышало существующие учебные заведения.
 
Литература
  1. Дакументы і матэрыялы па гісторыі Беларусі: у 3 т. / рэдкал.: Н.М. Нікольскі (гал.рэд.) [і інш.]. – Т.2: Дакументы і матэрыялы па гісторыі Беларусі (1772 – 1903). – Мінск: АН БССР, 1940. – 930 с.
  2. Ліда і Лідчына: да 685-годдзя з дня заснавання горада. Матэрыялы навукова-практычнай канферэнцыі, праведзенай 4 кастрычніка 2008 г. у г. Ліда / рэдкал.: А.П. Худык [і інш.]. – Ліда, 2008. – С. 40 – 113.
  3. Наша Ніва (факсімільнае выданне). Выпуск 2 (1908 – 1909 гг.) / З.Ф. Санько. – Мінск: Навука і тэхніка. – 768 с.
  4. Наша Ніва (факсімільнае выданне). Выпуск 3 (1910 г.) / З.Ф. Санько. – Мінск: Навука і тэхніка. – 799 с.
  5. Наша Ніва (факсімільнае выданне). Выпуск 5 (1912 – 1915, 1920 гг.) / З.Ф. Санько. – Мінск: Навука і тэхніка. – 768 с.
  6. Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно (дальше: НИАБ в г. Гродно). Фонд 1547. – Оп. 1. – Д. 9. Ведомость о количестве церковно-приходских школ, учащихся, расходах на содержание этих школ и др. за 1909 г. – Л. 2 – 3.
  7. НИАБ в г. Гродно. Фонд 1547. – Оп. 1. – Д. 11. Материалы (протоколы заседаний уездного отделения училищного совета, ведомости и др.) Об открытии церковно-приходской школы в г. Лида, назначении учителей в церковно-приходские школы, выдаче денежного содержания учителям, пособия учащимся и т.д. – 424 л.
  8. НИАБ в г. Гродно. Фонд 1547. – Оп. 1. – Д. 13. Список церковно-приходских школ и школ грамот в Лидском уезде за 1910 г. – 4 л.
  9. НИАБ в г. Гродно. Фонд 1564. – Оп. 1. – Д. 3. Протокол Заседаний Лидской городской Думы от 8 ноября 1884 г. – Л. 1 – 19.
  10. Очерки истории науки и культуры Беларуси ІХ – начала ХХ вв. / редкол.: П.Т. Петриков, Д.В. Карев [и др.]. – Минск: Наука и техника, 1996. – 527 с.
  11. Памятная книжка Виленского учебного округа за 1911 – 1912 учебный годъ. – Вильна: типография А.Г. Сыркина, 1912. – С. 51 – 57.
  12. Памяць: Ліда. Лідскі раён: гісторыка-дакументальныя хронікі гарадоў і раёнаў Беларусі / В.Г. Баранаў (гал.рэд.) [і інш.]. – Мінск: Беларусь, 2004. – 566 с.
  13. Сліўкін, В. Гісторыя адукацыі ў Лідзе / В. Сліўкін // Лідскі летапісец. – 2002. – № 4. – С. 20 – 25.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий