Трофимович К.А. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ ПРАЗДНИКА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ

Современные региональные СМИ активно участвуют в информационном сопровождении и организации повседневной жизни местного сообщества. Содержательное пространство местных (региональных) газет включает не только собственно журналистские (публицистические) тексты, но и такие публикации, которые традиционно к журналистике не относятся. Это кулинарные рецепты, бытовые советы, жанры межличностного речевого этикета, гороскопы, кроссворды и т.п.
Публикации, отражающие праздники и праздничные мероприятия, составляют иногда до 30% всех материалов в местной прессе, а в ряде случаев – полностью организуют спецвыпуск газеты [1]. Анализ таких публикаций в динамике позволяет увидеть изменения в образе и ритме жизни современного человека и общества, в отношении к тому или иному празднику и в понимании социокультурной предназначенности праздника в повседневности. Материалом для данного исследования послужили разножанровые материалы региональной общественно-политической газеты «Перспектива» (2013 и 2014 гг.), посвящённые праздникам.
Русское слово «праздник» произошло от старославянского «праздность», что означает «отдых, безделье». Но, как отмечает А.И. Пигалев в книге «Культурология. ХХ век. Энциклопедия», праздник и безделье, праздник и свободное время – это не совсем одно и то же [2]. Отличительной чертой праздника является то, что он соединяет человеческую общность. Даже в том случае, когда целью праздника становится безделье, праздность, то это непременно совместная праздность.
Праздник – такой социокультурный феномен, во время которого человек особенно остро ощущает себя одновременно личностью (в силу ярких переживаний, переполняющих эмоций, чувства уникальности происходящего вокруг) и членом коллектива (в силу обязательного соблюдения установленных правил, ситуационного поведения в соответствии со сложившимися традициями и ритуалами). «Праздник – это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом» [3, с. 44] и в силу этого имеющее двойственный характер: он объединяет социальную группу, но, вместе с тем, делает изгоем того, кто отказывается соблюдать некоторые ритуалы [4, с. 370].
На страницах региональной газеты праздник с его атмосферой радости и счастья занимает особое место, подчеркивая значимость того или иного частного, корпоративного, государственного события, его взаимосвязь с установленными в этносоциуме ценностями. «Жизнь в счастье и радости – совершенное, желанное состояние человека, к которому он бесконечно стремится. <…> Во многих верах уныние считается величайшим грехом» [5, с. 370]. Концептуальное поле праздника в газете оформляется определениями, эту радость возвышающими: праздник светлый, торжественный, святой, освященный, священный, славный, великий, величественный и др.
Исследователи выделяют разные типы праздников, и все они находят свое отражение на страницах региональной газеты: государственные: День Победы, День Независимости Республики Беларусь, День Конституции Республики Беларусь и др.; праздники села и города; праздники учебных и трудовых коллективов; международные, этнические (Масленица, Купалье, Проводы зимы и т.д.), религиозные, профессиональные, семейные и др.
Сплочение людей вокруг определённой идеи – главная социальная функция праздника, называемая в литературе интегративной. «Эта победа общая, одна на всех, как один на всех этот хрупкий мир, как один на всех у нас дом – наша голубая планета. С праздником всех нас!» (08.05.2014).
Важно подчеркнуть, что газета вовлекает в пространство праздника всех членов социума – представителей власти и общественных организаций (официальные поздравления на первых полосах), трудовые коллективы района (от их имени с праздничными поздравлениями выступают руководители), герои публикаций, неравнодушные читатели газеты и, конечно же, сами журналисты. «Праздник есть мерило человечности и один из источников упорядоченного бытия. <…> Всякий раз, сталкиваясь с проблемой досуга в обществе, власть использует проверенные веками праздничные стандарты – важное средство формирования общественной цельности» [6, с. 12].
В газете отражается и в то же время устанавливается, закрепляется «социально одобренная» модель празднования: участники праздника, их взаимное ролевое соотношение, единое событие и ритуализованные действия участников, символические предметы. Так, ассоциативно-смысловое поле праздника 9 Мая связано на страницах газеты прежде всего с образами-символами Вечного огня, праздничного салюта, орденов и медалей, со сценариями митингов и шествий, возложения цветов, военно-спортивных состязаний, молодежных акций, концертов и конкурсов патриотических песен и т.д.
Воспитательно-просветительская функция праздника обеспечивается на страницах газеты разъяснением смысла праздника, советами по его «правильной» организации: «В Вербное воскресенье принято приносить в свой дом несколько веточек вербы… Для этого, естественно, накануне Вербного воскресенья их необходимо освятить в храме» (11.04.2014). В наибольшей степени это касается религиозных праздников, что особенно актуально для поликонфессионального Гродненского района.
Представление корпоративного праздника (чаще всего юбилея предприятия или организации) на страницах газеты – это всегда подведение итогов, отчет перед регионом и страной, раскрытие секретов трудовых успехов и достижений. В содержательном поле публикаций, посвященных славному пути предприятия-юбиляра, есть постоянные «сюжетные» составляюшие, среди которых: испытание, преодоление препятствия: «нелегко приходилось первым руководителям: ни опыта, ни материальной базы» (16.04.2014); «они выстояли в тяжелейшие годы» (19.11.2014); «ценой неимоверных усилий» (08.05.2014); возрождение: «колхоз имени В.И. Кремко, ныне одно из лучших сельхозпредприятий республики, когда-то был в числе отстающих в Гродненском районе» (16.04.2014); вознаграждение: «заслужили праздник» (19.11.2014); «оказывать внимание и уважение» (11.04.2014).
Коммуникативнаяфункция праздника заключается в удовлетворении потребности человека в общении – массовом, межличностном, групповом. Ещё одна функция праздника – удовлетворение потребности в новизне, возможность посмотреть на себя, других людей и, в целом, на окружающий мир по-новому, не так, как в будни. Газета много внимания уделяет профессиональным праздникам, отдавая дань трудовому служению представителей разных профессий – от работника культуры до бармена, знакомя со спецификой их работы. Традиционно широко представлены в «Перспективе» материалы, посвященные работникам сельского хозяйства, работникам лесного хозяйства и учителям.
Рекреативная функция праздника заключается в восполнении психических ресурсов. Человеку необходимо ощущать психологическое благополучие, необходимо избавляться от накопившегося стресса. В праздник повседневные заботы уходят на второй план и на первом месте оказываются отдых и развлечения. Через «малые жанры» газета транслирует события повседневной жизни жителей района, способствуя сохранению и созданию определённых ценностных установок у читателя. Одной из таких ценностей становится ценность семьи: в газете мы регулярно обнаруживаем поздравления с золотой, серебряной и т.д. свадьбой, рождением ребенка, совершеннолетием, юбилеем, а также объявления о свадьбе или семейном юбилее.
Праздники – самые внеповседневные моменты жизни, но вместе с тем праздник как явление – одно из неотъемлемых условий существования непосредственно будней.
Литература
1. Пивоварчик, Т.А. Коммуникативные стереотипы в языке районной прессы: культура повседневности / Т.А. Пивоварчик // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 3. Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2012. – № 2 (135). – С.43-47.
2. Культурология. ХХ век. Энциклопедия / Под ред. С.Я. Левит. – СПб.: Унив. кн., 1998. – Т. 2: М – Я. – 446 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/cult/cult007.htm. – Дата доступа: 31.03.2014.
3. Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1975. – 140 с.
4. Шабалин, Д.Н. Ритуал как форма существования и развития социальных ценностей / Д.Н. Шабалин // Бренное и вечное: социальные ритуалы в мифологизированном пространстве современного мира: материалы Всероссийской научной конференции 21-22 октября 2008 года. – Великий Новгород, 2008. – С.370–372.
5. Медведева, М.А. Анализ идеальных составляющих праздника «новый год» / М.А. Медведева // Аналитика культурологи. – 2008. – № 12.
6. Лаврикова, И.Н. Непраздный интерес к празднику / И.Н. Лаврикова // Среднерусский вестник общественных наук. Философия и проблемы гуманитарного знания. – 2011. – С.12-17.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы гуманитарного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий