Проблема развития связной речи у детей не теряет своей актуальности в педагогике и психологии на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и общепсихическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно-мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. В условиях учреждения дошкольного образования используются разнообразные методы для развития связной речи воспитанников, при этом недостаточно внимания уделяется игре-драматизации.
В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр-драматизаций дети осваивают элементы общения – мимику, позу, интонацию, модуляцию голоса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Развитие игры-драматизации идет через восприятие театрализованных представлений, инсценировок и освоение смысла происходящего в них, действий с игрушками и костюмами, от ознакомления с ними, примеривания к себе, выполнения отдельных пластических этюдов, разыгрывания эпизодов, фрагментов сказки, сценок к разыгрыванию сказки со взрослым рядом с остальными участниками. Лишь после этапов восприятия и ориентировки, опробования, возникает легко и свободно сюжетно-ролевая игра-драматизация с импровизацией ролевых диалогов. И эта игра выливается естественно в театрализованное представление для зрителей. Но особую ценность представляет игра-драматизация как подлинная самодеятельность детей, как импровизация в самостоятельной деятельности [1].
В октябре 2014 г. нами был составлен план работы по развитию речи детей посредством использования игр драматизаций. Данная деятельность организовывалась на протяжении месяца. План представлен в таблице 1.
Таблица 1. – Развитие диалогической речи детей посредством игр-драматизаций
Срок | Название |
1 неделя | Игра-драматизация Сказка «Морозко» |
Игра — драматизация по сказке «Заюшкина избушка» | |
2 неделя | Игра-инсценировка по сказке «Кто сказал «Мяу»? |
Игра — драматизация по рассказу «Живая шляпа». | |
3 неделя | Инсценировка отрывка из рассказа «Фантазеры» |
Инсценировка отрывка из рассказа «Автомобиль» в процессе сюжетно-ролевой игры «На дороге» | |
4-5 неделя | Игра — драматизация по рассказу «Огурцы» |
Разыгрывание отрывка из рассказа «Живая шляпа» |
С воспитанниками на протяжении пяти недель было проведено 8 игр-драматизаций. Подготовка и проведение шло по следующему плану:
- Чтение сказки (рассказа).
- Беседа по содержание.
- Игра «Назови ласково».
- Подбор признаков к персонажам сказки (рассказа) и их поступкам.
- Повторное рассказывание сказки (рассказа).
- Обсуждение ролей.
- Чтение сказки (рассказа) по ролям.
- Пересказ сказки (рассказа) по цепочке с опорой на предметные картинки.
- Игра «Изобрази персонажа из сказки (рассказа)…».
- Подбор костюмов, масок к сказке (рассказу).
- Драматизация сказки (рассказа).
На первом этапе с воспитанниками играли по сказкам, уже давно им знакомым. Например, «Морозко» «Заюшкина избушка», «Кто сказал «Мяу»?». Детям нравились такие игры, так как для них подготовили красивые костюмы, маски, давали интересные атрибуты.
Далее развитие данного вида речи шло посредством использования рассказов Н.Н. Носова.
Обучая детей диалогу, мы базировались на следующих педагогических условиях:
- создание развивающей педагогической среды, пространств общения;
- организация деятельности вне занятий по чтению художественной литературы;
- использование недисциплинированных методов привлечения и удержания внимания;
- создание эмоционального комфорта, творческой атмосферы.
В первую очередь в группе была создана предметно-развивающая среда, призванная привлечь внимание детей к произведениям Н.Н. Носова. В целях воспитания у детей интереса к книге и выработке элементарных умений пользоваться ими. В группе был создан книжный уголок.
На предварительном этапе основной задачей являлось обогащение речевого опыта детей разнообразными видами диалогических реплик, выделенных из рассказов Н.Н. Носова. При этом опора шла на подражательные способности детей, заимствование речевых образцов.
На данном этапе детям читались произведения Н.Н. Носова: «Автомобиль», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Клякса», «Огурцы». Знакомство с рассказами детей происходило на занятиях по развитию речи или по ознакомлению с художественной литературой.
При проведении работы по развитию диалогической речи детей был заранее продуманы вопросы по рассказам Н.Н. Носова, предполагающие полный и содержательный ответ со стороны детей. После знакомства с рассказом использовали беседы обсуждения. Например, после прочтения рассказа «Огурцы» детям были заданы следующие вопросы:
- В каком настроении пришел Котька домой?
- Что он сказал маме?
- Как на это отреагировал его мама?
- Где Котька взял огурцы?
- Почему мама сказала, что он украл огурцы?
- Что мама сказала ему делать?
- Почему мальчик отказывался относить огурцы назад на поле?
- Как вы думаете, было ли стыдно мальчику? Почему?
При получении ответов на вопросы велась как коллективная, так и индивидуальная работа, когда вопрос задавался конкретному ребенку.
После детям было предложено разыграть анализируемую ситуацию. Экспериментатор выступал в роли мамы. Ситуацию проигрывали 2-3 раза индивидуально с детьми. При этом добивались от ребенка ответа полным предложением.
Также детей учили правильно задавать вопросы. Для этого использовалась игра «Да-нетка». Особое внимание обращали на правильность построения детьми вопросов. Подобная форма работы проводилась на каждом занятии по развитию речи. Детям предлагались дидактические задания, где ребенку давалась роль взрослого и он должен был расспросить или сверстника или воспитателя о событиях в рассказе.
Обучение детей умению вести разговор шло параллельно с воспитанием навыков культуры поведения: детей учили внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе воспитывали сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения.
Во время прогулки, а также в другое свободное время с дошкольниками проводилась индивидуальная работа, когда воспитатель с детьми с опорой на иллюстрации из книг расспрашивал дошкольника о содержании беседы, а затем предлагал разыграть диалог по ролям.
Заучивая литературные диалоги, передавая их в инсценировании рассказов, дети заимствовали различные формы диалогических реплики:
- Напрасно ты сделал это, напрасно.
- Кто же тебе позволил?
- Ну как тебе не стыдно! И др.
Воспроизведение готовых диалогов (из рассказов «Автомобиль», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Клякса», «Огурцы») не только помогает детям осваивать формы диалогических реплик, вопросительную, повествовательную интонации, но и приучает выполнять основные правила диалога: очередность, поддержание и развитие темы разговора.
Перед инсценировкой диалогов с дошкольниками закрепляли правила поведения:
Правила:
- Выслушать вопрос до конца.
- Не выкрикивать.
За правильные ответы дети получали лепесток от цветка – оценки.
Для инсценировки выбирали простые диалоги, состоящие из небольшого количества коротких фраз.
Например: игра-драматизация по рассказу «Фантазеры».
Действующие лица: девочка Ира, мальчики Стасик и Мишутка.
На лестнице мальчики встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
- Ты чего ревела? – спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его не ела, Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою половину мороженого дам, — сказал Мишутка.
- И я тебе свои полпорции отдам, вот только разочек попробую и отдам, — пообещал Стасик.
Особое внимание обращалось на невербальные средства общения: мимика, жесты, положение тела в пространстве при высказывании той или иной фразы.
В процессе работы мы придерживались двух взаимосвязанных и взаимообусловленных принципов:
- постепенное уменьшение помощи и возрастание самостоятельности детей;
- последовательное усложнение вербального материала.
Следует отметить, что в большинстве случаев дошкольники не могли дословно передать диалог. Как следствие, они ставили свои фразы, что также способствовало развитию диалогической речи.
С родителями была проведена консультация о том, каким образом лучше развивать диалогическую речь детей. В частности, как побуждать детей задавать вопросы и поддерживать диалог, отвечая на них развернутыми фразами, а не односложными словами. Им было рекомендовано, как можно чаще вступать с ребенком в диалог, при этом обращать внимание на то, чтобы ответы детей были не односложными, а содержали законченное предложение. Родителям необходимо побуждать детей к тому, чтобы они сами задавали вопросы.
Таким образом, на протяжении пяти недель с воспитанниками организовывали игры-драматизации по сказкам и рассказам. В работе использовали следующие приемы: проигрывание ситуаций с участием героев рассказов и сказок; инсценировки небольших диалогов; составление диалогов с опорой на иллюстрации. Затем следовала игра-драматизация.
Характерное для игры-драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы позволяет знакомить детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Основными специфическими методами работы по организации игр – драматизаций с целью развития речи детей являются:
- метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов);
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
- метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы [2].
Таким образом, в игре-драматизации происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. И наконец, игра-драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно-ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.
Литература
-
Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. М: Просвещение, 1991. –113 с.
-
Ушакова, О.С. Знакомим дошкольника с художественной литературой: Конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.