Куприян Н.М. ГЛАГОЛЫ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ В РАССКАЗАХ ТАТЬЯНЫ ТОЛСТОЙ

В современных лингвистических исследованиях значительное место уделяется исследованию текста, рассматриваются различные его аспекты, проводится анализ конкретных речевых произведений. Интерес к тексту как лингвистическому и культурному явлению не ослабевает и сегодня: текст – объект изучения и рассмотрения в языкознании, литературоведении, философии языка, этике, культуре, эстетике, логике, психологии и в других областях гуманитарного знания.
Функциональное назначение языковых единиц – один из актуальных аспектов исследования текста, поскольку подобный анализ способствует выявлениюсемантических процессов, в которых раскрываются существенные закономерности, обусловленные сложной природой языка как средства общения.
Функциональный подход позволяет представить в новом ракурсе лексическую систему языка через призму восприятия её человеком, исследовать словарный состав с точки зрения антропоцентричности, систематизировать лексику с опорой на речевую деятельность человека, выявить языковую картину мира адресанта. Изучение языковых единиц в функциональном аспекте даёт более объективное описание материала по сравнению с традиционным, так как является многоаспектным и охватывает весь обширный материал, накопленный в лингвистике.
Важным представляется исследование в функциональном аспекте именно глагольных единиц, так как глагол как часть речи, с одной стороны, отражает определённый пласт человеческого опыта, с другой стороны, позволяет рассмотреть связи языка с речевой коммуникацией. Ведущая роль в осуществлении речевой деятельности принадлежит глаголам речи. В этом отношении важным становится изучение главного инструмента общения – глаголов речи, т.к. речевые действия являются основой коммуникативных намерений говорящих.
Глаголы говорения представляют собою одну из самых древних, продуктивных, объёмных и активно функционирующих подсистем лексико-семантической системы русского языка. Но до сих пор остаются неочерченными чёткие границы данной группы, особенно в условиях развития новой научной парадигмы, где является необходимой составляющей исследования учёт функционального аспекта рассмотрения языковых единиц.
Глаголы речевого поведения давно привлекают внимание учёных. Ещё с середины ХХ века глаголы речи изучались в диахронии, в историко-сопоставительном аспекте на материале старославянского, древнерусского и родственных языков (например, Ю.Д. Апресян, И.П. Бондарь, В.Г. Забродченко, С.Д. Кацнельсон, В.И. Кодухов, Е.П. Таргонская, А.А. Уфимцева, Н.Ю. Шведова, Д.Н. Шмелёв и др.). Не меньший интерес вызывает эта группа у исследователей современного русского литературного языка, которые ставят разнообразные задачи, анализируя глагольную лексику со значением речи (С.М. Антонова, В.П. Бахтина, Л.М. Васильев, Ф.Р. Имамутдинова, И.А. Крылова, Е.С. Кубрякова, М.В. Никитин, Е.М. Соколовская, И.А. Стернин, В.Н. Телия, Н.Л. Туманова и др.).
Цель исследования – выявить лексико-семантическое разнообразие и особенности функционирования глаголов речевого поведения на материале рассказов Т. Толстой.
В ходе выполнения исследования были поставлены и выполнены следующие задачи:
  1. Сформулировать и обосновать теоретические предпосылки исследования ЛСГ речи в функциональном аспекте.
  2. Выявить все глаголы говорения в рассказах Т.Толстой и составить их список-картотеку.
  3. Классифицировать глаголы речи и описать каждую из обозначенных групп.
  4. Проанализировать особенности функционирования ЛСГ глаголов говорения в современном художественном тексте.
Объект исследования – глаголы речи в современном русском языке на материале 25 рассказов писательницы ХХI века Татьяны Толстой: «Окошко», «Милая Шура», «Факир», «Охота на мамонта», «Круг», «Поэт и муза», «Лимпопо», «Спи спокойно, сынок», «Огонь и пыль», «Пламень небесный», «Ночь», «Чужие сны», «На золотом крыльце сидели…», «Река Оккервиль», «Женский день», «Вышел месяц из тумана», «Любишь – не любишь», «Свидание с птицей», «Белые стены», «Частная годовщина», «Соня», «Йорик», «Самая любимая», «Сюжет», «Легкие миры».
Предметом анализа является функциональный потенциал глаголов речи, который раскрывается в конкретном тексте и представляет художественную картину мира Т. Толстой.
При проведении исследования использовались следующие методы: сплошной выборки, описательно-аналитический, количественный, элементы контекстуального и компонентного анализов.
В результате исследования в анализируемых текстах было выявлено 287 лексем глаголов говорения в 591 словоупотреблении. Лексико-семантическое пространство рассказов Т. Толстой образуют 6 подгрупп глаголов речи, каждая из которых имеет свои особенности употребления и сочетаемостные возможности. При определении семантики глагола, его принадлежности к той или иной ЛСГ использовались данные «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожеговаи Н.Ю.Шведовой[1].Анализ групп лексики, употребленных в рассказах Т. Толстой, позволяет выявить «материальную основу» описываемых коммуникативных ситуаций. В данном исследовании используется классификация ЛСГ глаголов речи, представленная в работе С.М. Антоновой [2], с учётом классификации Л.М. Васильева [3].
  1. Глаголы, характеризующие акустически-физиологическую и графическую сторону речи (нейтральные варианты).
  2. Глаголы, характеризующие содержание мысли, выражаемые посредством устной речи.
  3. Глаголы, характеризующие коммуникативную сторону устной речи. Глаголы со значением речевого взаимодействия и контакта.
  4. Глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной речи.
  5. Глаголы со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной речи (эмоциональные варианты).
  6. Глаголы со значением мышления.
Первая группа, наиболее частотная, представлена глаголами со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной речи (эмоциональные варианты): навизжать (1), взреветь (1), вскрикивать (3) и т.д. Например, Он навизжал – на правах младшего, но преуспевшего брата – на Ленечкиного отца, указав ему на чёрт знает какое воспитание, данное детям. В группу входит 90 лексем, представленных 177 словоупотреблениями. Чаще всего встречаются глаголы кричать (9), посмеяться (5), смеяться (7), хохотать (5), наименее частотны – ухнуть (1), стонать (1), фыркать (1), хмыкать (1), хрипеть (1), шипеть (1).
Вторая группа – глаголы, характеризующие содержание мысли, выражаемые посредством устной речи – в исследуемых текстах представлена 90 лексемами (157 словоупотреблениями). Самыми частотными лексемами в этой группе являются следующие глаголы: называть (5), клясться (6), напомнить (4), врать (4), благодарить (2), единично употребляются глаголы лгать (1), материться (1), нахваливать (1) и т.д.
Чаще всего глаголы рассматриваемой группы указывают на отношение говорящего к ситуации (одобрить (1), оскорбить (1)), на отношение говорящего к человеку (поболтать (1)), на речевую характеристику героя (облаять (1), поносить (1)), а также на отношение автора к герою рассказа (объегорить (1)). В группу входят как нейтральные с точки зрения стилистики глаголы (пояснить (1), предлагать (5), объявить (2)), так и разговорные элементы (объегорить (1)).
Третья группа, нейтральная в передаче сообщения, – глаголы, характеризующие содержание мысли, выражаемые посредством устной речи. Выявлено 47 лексем (138 словоупотреблений). Например, узнавать (1), читать (5), сообщить (3), говорить (12) и т.д. Самыми частотными из глаголов являются: говорить (12), отвечать (5), заговорить (3). Частота их употребления указывает на объём сообщаемой информации и на источник этой информации.Единично употребляются глаголы вещать (1), высказать (1), поведать (1) и т.д.
Глаголы данной группы участвуют не только в создании акта речепередачи, но и указывают на отношение говорящего / к говорящему (докладывать (1), поведать (1)), могут использоваться для характеристики человека (бредить (2), вещать (1)), для указания на длительность процесса говорения (заговорить (3), замолчать(4)) и т.д.
Четвёртая группа – глаголы, характеризующие коммуникативную сторону устной речи. Глаголы со значением речевого взаимодействия и контакта состоит из 31 лексемы (53 словоупотребления). Самыми частотными глаголами в данной группе являются объяснять (4), спрашивать (8), спросить (6), единичные глаголы – дознавать (1), выпытывать (1), поссориться (1), судачить (1), уточнить (1)и др. Глагольные единицы данной группы характеризуют акт говорения между двумя людьми: договориться (1), перешептываться (1), огрызаться (1), их отношение друг к другу (навязываться (1)). В диалоге фиксируются разнообразные типы ситуаций, характеризующих как общий процесс говорения, так и взаимодействие коммуникантов. Так, обозначение согласия / несогласия с мнением собеседника осуществляется преимущественно с помощью глаголов соглашаться (2), возражать (2), атакже при помощи глаголов настаивать (2), огрызаться (1)и т.д. В процессе речевого действия одного из участников акта коммуникации возможно объединение нескольких высказываний, прерывание речи и др. Эта ситуация выражена глаголами уточнить (1), соглашаться (2).
В пятую группу отнесены глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной речи: цыкнуть (1), поджуживать (1), зазывать (2): Еще полгода назад она кинулась бы зазывать Валтасарова к себе, назвала бы приятелей, подала бы колотого сахару, ржаных лепешек, редьки, допустим, – чем там привык питаться чудо-крестьянин? Общее количество лексем в группе – 24, словоупотреблений – 48. В рассказах Т. Толстой часто встречаются глаголы с разговорной стилистической окраской (навязывать (1), упрекнуть (1), цыкнуть (1)), что свидетельствует о желании автора максимально точно передать читателю атмосферу разговора, отношение говорящего героя к действительности. Самыми частотными являются глаголы позвать (7), знать (6), велеть (3), наименее частотны: вызвать (2), назначать (2), распорядиться (2) и т.д., единичные в употреблении глаголы разрешать (1), распоряжаться (1), навязывать (1).
Глаголы шестой группы со значением мышления встречаются не часто: думать (7), задуматься (1), задумываться (2), призадуматься (1), подумать (7). В текстах было обнаружено 5 лексем (18 словоупотреблений), например: Потом, в Москве, призадумалась: а на что жить? Можно предположить, что автор использует глаголы мышления в своих произведениях в меньшей степени по причине желания выразить внешнюю сторону явлений и жизненных коллизий героев, а не их мыслительную деятельность.
Разнообразие употребляемых глаголов речи говорит о том, что «глагол является не только центром образования предложения, организующим элементом предложения, синтаксического целого и текста, но и способом описания окружающей действительности, отношением автора к героям, речевой характеристикой героя и отражением языка эпохи» [4, с. 107].
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Для стиля Т. Толстой характерно использование большого количества глаголов со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной речи (31 %) и глаголов, характеризующих содержание мысли, выражаемые посредством устной речи (31 % от числа употребленных глаголов). Это обусловлено спецификой рассказа как жанра, желанием автора в точности передать речемыслительную деятельность героев и отчасти объяснить их поведение в канве рассказа. 17 % составляют глаголы, характеризующие содержание мысли, выражаемые посредством устной речи; 11 % – глаголы, характеризующие коммуникативную сторону устной речи. Т. Толстая использует их для описания внутреннего мира героя и его отношения к миру окружающему, в том числе и к собеседнику. 8 % – глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной речи. Менее всего представлена группа глаголов со значением мышления – 2 %, что объясняется дистанцированностью автора от героя и умышленного подчёркивания «неведением» героя по сюжету.
Таким образом, ядро глаголов говорения в рассказах Т. Толстой составляет нейтральная в эмоциональном отношении группа глаголов, характеризующих содержание мысли, выражаемые посредством устной речи. Функционирование ЛСГ глаголов речи в тексте подчиняется законам смыслообразования, присущим человеческому мышлению и отражающим контактирование описываемого в объективной действительности. Обилие значений, которые могут быть переданы глаголом, делают эту часть речи универсальной.
Литература
  1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М. : ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003. – 944 с.
  2. Антонова, С.М. Глаголы говорения динамическая модель языковой картины мира: опыт когнитивной интерпретации / С.М. Антонова; УО «Гродненский гос. ун-т им. Я.Купалы». – Гродно : ГрГУ, 2003. – 519 с.
  3. Васильев, Л.М. Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи / Л.М. Васильев // Очерки по семантике русского глагола: сб. науч. тр. – Уфа, 1971. – С 213–266.
  4. Сидорович, З.З. Модель анализа художественного нарратива на основе функционирования глагольного слова в аспекте текстовых категорий/ З.З. Сидорович // Современное гуманитарное научное знание: мультидисциплинарный подход : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Барнаул : Изд-во АлтГТУ, 2012 . – С.104–107.
Запись опубликована в рубрике Теория и методика изучения языков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий