Шлык В.Г. МЕСТО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УЗУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ КЛАССАХ

Проектно-исследовательская деятельность – это одна из видов педагогических технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы. Эффективно реализовать деятельный подход к обучению немецкого языка возможно при помощи проектно-исследовательской деятельности. При изучении немецкого языка учащиеся отдают предпочтение практико-ориентированным проектам.
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников. Продукт проекта заранее определен и может быть в дальнейшем использован на уроках немецкого языка, а также в жизни класса или школы.
Проектная деятельность при изучении иностранного языка мотивирует сотрудничество и взаимопомощь в режиме ученик-ученик на всех уровнях усвоения языкового материала и его применения в различных видах речевой деятельности, активизирует деятельность каждого участника проектной группы. Ученик вовлечен в активный учебно-познавательный процесс на всех уровнях усвоения нового языкового материала.
Такой вид деятельности интересен тем, что дети пытаются самостоятельно актуализировать свои знания, использовать и закреплять уже сформированные умения, приобретать опыт работы в коллективе.
В изучении иностранного языка очень важно использовать желание детей работать в группе, создавая тем самым положительную мотивацию учения. Метод проектов в изучении иностранного языка позволяет в полной мере использовать коллективные формы работы, как в урочное, так и во внеурочное время.
Метод проектов позволяет детям учиться продуктивно, без принуждения, проявлять самостоятельность и получать от учебы удовольствие. Он позволяет наиболее полно реализовать два основных принципа коммуникативного подхода к обучению иностранному языку: мотивации к учению и личный интерес. Метод проектов достаточно эффективно применим при обучении иностранному языку, как на начальном этапе, так и при дальнейшем его совершенствовании [1].
Наиболее оптимальным для успешного усвоения информации, связанной с иностранным языком и формированием у учащихся социокультурных знаний, умений и навыков, могут считаться краткосрочные (мини-проекты) и проекты средней (до 1 месяца) продолжительности. Это могут быть проекты, связанные с содержанием какой-либо статьи или жизненной ситуации. Такие проекты представлены чаще всего в форме собственно творческих проектов (например, сценарий праздника в стране изучаемого языка, выпуск альбома) и ролевой игрой на уроке.
Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на практический результат. Метод проектов нашел применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому речь ведется о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам [2].
Целью обучения является не система языка, а речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, необходима активная устная практика языка.
Главное отличие проектного метода состоит в том, что школьники работают над тем материалом, который затрагивает проблемы их жизни, вызывает у них неподдельный интерес. Для решения таких проблем отлично подходит работа с мини-проектами. Мини-проект может быть закончен уже после четырёх-пяти уроков, но может  и продолжаться на протяжении двух-трёх недель с одним-двумя уроками в неделю для его обсуждения. Очень важно обратить внимание на то, что планирование, подготовка и проведение проектной работы должны осуществляться самими школьниками, поэтому для обучения детей самостоятельной работе над мини-проектом крайне важна мотивация [3].
Работа над проектом ведется поэтапно:
1. Предварительная подготовка.
В ходе предварительной подготовки учащиеся осмысливают основное содержание главы. Опорой им служат фотографии, картинки, тексты, ориентируются на базовые слова, содержащиеся в этой главе, выбирают дополнительный материал.
2. Определение и формулировка темы.
Второй этап начинается с определения и формулировки темы. Помощь в этой связи учащимся могут оказать наводящие вопросы учителя.
Например: Что общего можно найти в картинках и текстах этой главы?
3. Выполнение проекта.
Третий этап – непосредственное выполнение мини-проекта. Рассмотрение того, как и каким образом школьники будут решать эту проблему, учитывая формы будущей презентации проекта. Когда тема найдена, необходимо составить набросок проекта, который должен содержать основные данные по вопросам содержания и организации всей работы. Это может быть сбор, систематизация и обработка всей информации, материалов.
Например: мы проводим интервью в классе; работаем над диалогами и текстами в учебнике.
4. Презентация проекта.
Четвёртый – кульминационный этап презентации проекта. Важнейшим моментом здесь является достижение цели проекта в различных формах: выставка готового продукта, групповая и индивидуальная презентация, представление на каком-либо вечере, сообщение в стенгазете и др.
В случае мини-проекта целью может быть, например: составление буклетов приглашений (на двух языках); проведение выставки подарков или сувениров, изготовленных собственными руками.
5. Оценка работы.
Пятый этап – этап оценки деятельности групп. Учащиеся видят в подобном оценивании их работы подтверждение того, что их деятельность воспринимается серьезно, затраченные усилия не пропадут даром, а будут оценены по достоинству.
6. Практическое использование результата.
Шестой этап практического использования результатов данного мини-проекта может быть реализован в рамках социокультурного подхода при проведении традиционных немецких праздников,  и тогда целью всей работы над проектом может стать проведение вечера на иностранных языках к Рождеству или к Пасхе. В таком случае, из мини-проекта может возникнуть настоящий долгосрочный проект в форме внеклассного мероприятия [4].
Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся.
Анализируя проектную деятельность учащихся на уроках немецкого языка можно сделать следующие выводы: проектная деятельность — это уроки сотрудничества. Они способствуют формированию не только навыков речевого общения, но и расширяют границы этого общения.
Литература
  1. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А. С. Обухов // Школьные технологии. 2001, № 5. —  C. 35-41
  2. Полат, Е.С. Интернет на уроках иностранного языка / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2001. – № 2. – С. 14 – 19
Запись опубликована в рубрике Внедрение образовательных технологий в учебный процесс школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий