Книга А.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА НА ЗАНЯТИЯХ РИСОВАНИЕМ

В условиях современного ритма жизни общество изменяется, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе на занятиях рисованием. Большие возможности для формирования основ художественного восприятия представляет изобразительная деятельность детей.
Изучением художественного восприятия занимались такие психологи, как Р.С. Немов, В.А. Ганзен, А.А. Люблинская, Б.Г. Мещеряков, С.Л. Рубенштейн. Как показали их исследования, формирование основ художественного восприятия способствует развитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в УДО.
Художественное восприятие – это процесс формирования целостного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности. Такое определение дают О.А. Соломенникова, Т.Г. Казакова, З.А. Богатеева [1].
Рассматривая специфику художественного восприятия, следует отметить его социальный характер, выражающийся в том, что формируется оно в непосредственной связи с развитием общества, во взаимодействии индивида с его микро- и макросредой. В акте восприятия выделяют три основных компонента – объект восприятия, субъект восприятия, процесс восприятия [2].
Художественное восприятие требует активной работы многих механизмов психики: отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно. Различны поэтому те умения и навыки, которые необходимы для полноценного восприятия. Основываясь на психологических теориях художественного восприятия (С.Х. Раппопорт, П.М. Якобсон и др.), можно выделить три уровня восприятия произведений изобразительного искусства.
Напервом, элементарном, уровне происходит восприятие, при котором усваивается только сюжетная сторона произведения. Видимым становится только то, «что» изображено, а «как» изображено – остается незамеченным. Восприятие зависит от таких факторов, как общая культура личности, её психофизические особенности, жизненные ситуации, опыт общения с произведениями искусства.
Навтором уровне восприятия интерес вызывает идейное содержание, смысл произведения. При этом в процесс восприятия включается больше чувственных элементов. Внутреннее соучастие связано с проникновением не только в содержание, но и в форму произведения. Все элементы картины составляют неразрывное целое, постигается их взаимосвязь, слияние в единый художественный образ произведения. Субъективность оценки уступает место объективной значимости картины. Происходит понимание сущности изобразительного искусства как явления действительности, намечается переход к переживаниям художественных ценностей.
Натретьем уровнехудожественное восприятие перерастает в художественное видение. Это особый способ организации воспринимаемого материала, выделения в нём художественно значимых моментов, оценки предметов и явлений с точки зрения соответствия их художественному идеалу. Характер эстетических переживаний углубляется, происходит обогащение художественного восприятия. Восприятие достигает целостного характера. Образ и форма воспринимаются как единое целое, в процесс перцепции включается эмоциональный и интеллектуальный потенциал воспринимающего [1].
Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятия является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепке, аппликации [3]. Художественное восприятие проникает во все области детской жизни, оно обеспечивается всеми звеньями воспитания и использует богатство и разнообразие его средств. Формирование основ художественного восприятия является главной целью эстетического развития детей в младшем дошкольном возрасте [1].
Флерина Е.А. выделяла педагогические условия успешной организации процесса восприятия дошкольников. Наблюдение, внимание, самостоятельность суждений и творческая активность возрастет, если: беседы кратки и интересны ребенку; достаточно времени для самовыражения в материале; создана непринужденная атмосфера; ряд вопросов для детей остаюётся неразрешенным [4].
Приобщая малыша к восприятию доступного изобразительного искусства, мы помогаем ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем самым лучше понять и смысл его собственной изобразительной деятельности. Ребенок осознает, что окружающий его мир существует еще и в образах. Это одновременно сложная и важная задача умственного развития детей [5]. Восприятие произведений живописи дошкольником будет более продуктивным, если он научится видеть средства выразительности, применимые художником для характеристики изображения (цвет, цветовые сочетания, форма, композиция и др.). Именно поэтому занятия по рисованию играют решающую роль, в формирование основ художественного восприятия детей младшего дошкольного возраста [3].
В современной психолого-педагогической литературе недостаточно разработаны диагностические материалы по выявлению уровня сформированности художественного восприятия для младшего дошкольного возраста. Учитывая данные диагностических исследований педагогов и психологов, а также задачи, которые ставятся в Учебной программе дошкольного образования Республики Беларусь, нами была разработана диагностическая методика, направленная на выявление уровня сформированности художественного восприятия младших дошкольников.
Содержание заданий в методике было определено с опорой на исследования и методические разработки А.А. Мелик-Пашаева, Н.М. Зубарева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.А. Курочкина, Н.С. Сакулина, А.М. Чернышова [6, с. 7]. Её целью является выявление особенностей развития художественно-эстетического восприятия у младших дошкольников. Диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком. Необходимы самостоятельные ответы ребенка на вопросы педагога. Для проведения методики необходимы картинки, с двумя одинаковыми контурными изображениями какого-либо сказочного персонажа (необходимое условие – контраст оценочного отношения к ним или контраст их собственного настроения – веселый и грустный), карандаши.
При проведении диагностики создается проблемно-педагогическая ситуация. Ребенку предлагается пройти в залы музея, где проходит выставка картин доброй феи. Но случилось так, что злой волшебник украл краски с одной из картин. Перед ребенком ставится задача: раскрасить рисунки, пользуясь любым, удобным для них, но одинаковым для 2 рисунков, набором материалов. После того, как работа по раскрашиванию будет завершена, воспитатель предлагает ребенку объяснить выбор цвета, который он использовал.
Поскольку контур одинаков, ребенок имеет возможность показать своё отношение к двум персонажам с помощью цвета, выбирать цвета, соответствующие его противоположному отношению к персонажу. Мы может наблюдать, сделает ли он «видимой» эту оценку, это отношение? Сможет ли наглядно это показать? После того как ребенок раскрасил персонажей, ему предоставляется возможность детально рассмотреть 2 картинки и рассказать «все, что захочется», описать, «что изображено, что чувствуется, что думается».
После того, как ребенок рассказал свои первые впечатления по картинкам, предлагаем ему перечень вопросов, на которые он должен ответить. Вопросы могут быть следующего характера: «Что изображено на рисунке? Что это за персонаж? Что ты можешь про него сказать? Какое у него настроение?» и т.д.
В протоколе полученных данных обследования отмечаются особенности рассказа, восприятия рисунка (понимание образа, проявление эстетической эмпатии, творческое проявление, установление связи между создаваемым образом и средствами выразительности, конкретность ответов, эмоциональное проявление, выделение и понимание средств выразительности, различимость персонажей). На основе данных, полученных при проведении данной диагностической методики, мы сможем выделить 3 уровня сформированности художественного восприятия у детей младшего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень: Различается цветовой образ двух рисунков в целом, в том числе и нейтральных деталей. Дети выразительно и правильно изображают чувства и эмоции персонажей, сопереживают им. Они с радостью занимаются необходимым делом, с легкостью идут на контакт со взрослым. Ребенок отвечает на вопросы конкретно, самостоятельно, при этом поясняя свой выбор. Образ персонажа на рисунке ассоциирует с литературным героем, ребенокможет назвать произведения, в которых встречаются персонажи, связывает персонажа с жизненным опытом, рассказывает истории из жизни. Ребенок без помощи взрослого понимает художественный образ, устанавливает связь между создаваемым образом и средствами выразительности, отличает и называет все цвета правильно, не путает средства выразительности. Проявляет эстетическую эмпатию. Помимо стандартного разукрашивания, вносит нотку творчества в работу (в зависимости от настроения на рисунке).
Средний уровень: Различается цветовой образ некоторых частей двух изображений, в первую очередь – самих персонажей, получивших ясную оценочную характеристику ребенком во время беседы по рисунку. Дети правильно определяют эмоциональное состояние персонажа, но при этом сами не выражают никаких чувств и эмоций к персонажу. Изначально проявляют интерес к деятельности, но после эмоции и интерес постепенно угасают. Ребенок отвечает на вопросы самостоятельно, но при предварительной подсказке взрослого. Ребенок не может прокомментировать выбор того или иного цвета, действует на интуитивном уровне, собственного мнения почти не высказывает. Путается в средствах выразительности и цветах. Ребенок может установить связь между образом и средством выразительности, но на интуитивном уровне. Творческие проявления отсутствуют. Может назвать эмоции персонажа, но эмпатии не наблюдается.
Низкий уровень: 2 персонажа практически не различимы и их можно спутать. Дети не испытывают никаких эмоций при разукрашивании, не хотят работать, не проявляют интереса к деятельности. Не могут без помощи педагога ответить на вопросы. Не связывают персонажа с жизненным опытом, не могут связать с литературным произведением. Не проявляют эмоциональной эмпатии. Творческие проявления отсутствуют. Может путать все цвета. Не всегда понимает, что от него хочет добиться педагог.
Таким образом, использование данной методики является, на наш взгляд, одним из эффективных способов выявления сформированности художественного восприятия. Она поможет в полной мере изучить степень овладения младшими дошкольниками данного навыка.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала, ценностные и эстетические установки личности. Формирование основ художественного восприятия способно дать тот внутренний ориентир, который направляет личностное развитие по сбалансированному пути. Поэтому особенно важно закладывать основы художественного восприятия ребёнка уже с младшего дошкольного возраста.
Литература
  1. Бутенко, Н.В. Образовательное пространство музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста / Н.В. Бутенко – М.: Акадения Естествознания, 2013.
  2. Ганзен, В.А. Восприятие целостных объектов /В.А. Ганзен. – Ленинград: Издательcтво Ленинградского университета, 1973. – 153 с.
  3. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б. Косминская. – М.: «Просвещение», 1977 – 132с.
  4. Копцева, Т.А. Воспитательный потенциал изобразительного искусства в образовательных учреждениях России / Т.А. Коптева. – М.: Альтекс, 2006. – 346 с.
  5. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Г. Григорьева. – М., 1999. – 344с.
  6. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / кол. кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И.Герцена : сост. Т. И. Бабаева. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011. – 592 с.
  7. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие / А.А. Мелик-Пашаев [и др.] : под общ.ред. А. А. Мелик-Пашаева. – М. : Феникс+, 2006. – 112 с.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольников. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий