Дискуссии о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая личность, возникают в последнее время все чаще. Г.Ф. Бедулина, Л.А. Кивлюк отмечают: толерантность – одна из важных черт белорусов [1, с. 6]. В.Г. Шадурский, в целом, называет нашу республику толерантным государством. Это заслуга государства, общества, религиозных конфессий, системы образования. По мнению профессора ситуация может измениться [8, с. 68]. Мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали, так как современный мир зачастую жесток, жестокими могут становиться и дети. Причин этому много. Средства массовой информации, интернет, кино, нередко пропагандируя культ зла и жестокости, приводят к девальвации в сознании подрастающего поколения нравственных ценностей. В таких условиях воспитание детей в духе мира, добра и согласия приобретает еще большее значение [6, с. 40]. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семьи все чаще проникают в дошкольные учреждения. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности.
Обращаясь к анализу исследований, касающихся проблемы толерантности, следует отметить, что она находит отражение как в работах зарубежных (Дж. Колт, С. Мадди, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Фрейберг,
С. Френе), так и отечественных (В.А. Блюмкин, Е.Н. Ильин,
C.И. Лысенкова, Н.Г. Юровских) ученых [2, с. 121].
С. Френе), так и отечественных (В.А. Блюмкин, Е.Н. Ильин,
C.И. Лысенкова, Н.Г. Юровских) ученых [2, с. 121].
Толерантность, будучи феноменом многосторонним, является объектом изучения многих наук: медицины, политологии, этнологии, философии, социологии, педагогики, психологии.
В справочных изданиях термин «толерантность» определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Толерантность
(от лат. tolerantia – терпение) – определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения. Основная ее суть – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество может быть присуще не только отдельной личности, но и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом [7, с. 669].
(от лат. tolerantia – терпение) – определенная мировоззренческая и нравственно-психологическая установка личности на то, в какой мере ей принимать или не принимать различные, прежде всего чуждые, идеи, обычаи, культуру, нормы поведения. Основная ее суть – терпимость к «чуждому», «иному». Это качество может быть присуще не только отдельной личности, но и конкретному коллективу, той или иной социальной группе, обществу в целом [7, с. 669].
В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия [5, с. 351].
Формирование толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка.
Для достижения желаемого результата необходима целенаправленная деятельность в триаде «воспитатели – воспитанники – родители» с учетом возрастных особенностей старшего дошкольного возраста. Работа в данном направлении должна проводиться через разные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую, проектную, с использованием разных форм и методов организации деятельности детей.
Выстраивая работу по развитию толерантности у детей старшего дошкольного возраста, можно опираться на методы, соответствующие задачам социально-нравственного воспитания дошкольников.
В первую очередь, это методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания детей, нравственных суждений, оценок и пр. К данной категории методов относятся:
1) метод беседы (например, «Как можно пожалеть?», «Как научиться всегда приходить на помощь?», «Нуждаются ли люди друг в друге?», «Знакомство с конвенцией о правах ребёнка», «Доброе слово лечит, а худое – калечит», «Дружат люди всей земли» и т.д.);
2) чтение художественной литературы, что оказывает влияние не только на сознание, но и на чувства детей – они стараются подражать понравившимся героям. Наряду с чтением литературных произведений целесообразно разучивать пословицы о дружбе и доброте;
3) наглядные методы: рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, в которых показано поведение людей в окружающем мире.
Использование данных методов способствует формированию у детей необходимого для последующей работы багажа нравственных представлений.
Второй категорией методов, применяемых в работе с детьми, являются методы, направленные на формирование у детей опыта практики социально-ориентированного, толерантного поведения:
1) ритуалы приветствия и прощания: «Привет другу», «Мы разные», «Дружба», «Дружат дети всей земли» и др.;
2) проблемно-игровые ситуации: «Чудо-книга», «Законы дружбы», «Новый год в Европе», «Негритенок Джимми», «Если рядом с тобой кто-то плачет»и др.;
3) инсценировки художественных произведений;
4) дидактические игры «Народы мира», «Путешественник», игра-интервью «Узнай о друге больше», игра-цепочка «Правила дружбы», игра-моделирование «Портрет идеального друга».
Особое значение для обеспечения опыта толерантного поведения детей имеет активная реализация в практике работы такой формы организации их жизнедеятельности как проведение праздников и других массовых мероприятий, знакомящих детей с культурой и традициями своего народа и народов мира. Важно создавать условия для театрализованной деятельности дошкольников по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира, сюжетно-ролевые и подвижные игры народов мира.
Активно использовать и художественно-творческую деятельность детей: рисование на тему «Русский сарафан», «Люди Африки», «Хорошие и плохие поступки»; лепку по теме «Дружный хоровод», изготовление книжек-самоделок «Дружат дети всей земли», моделирование правил общения со взрослыми и детьми, составление коллажа «Какой разный мир», создание эмблемы «Дружбы народов».
В третью категорию методов, непосредственно способствующих формированию нравственных чувств, эмоций и отношений у детей можно включить: игры-этюды «Поссорились-помирились», «Дружная семейка»; прослушивание «Песенки о дружбе» Е. Теличеевой, «Мы дружные ребята»
С. Разоренова, «Верные друзья» А. Полозова, а также игры на сплочение «Письмо», «Сиамские близнецы» и др. [4, с. 216].
С. Разоренова, «Верные друзья» А. Полозова, а также игры на сплочение «Письмо», «Сиамские близнецы» и др. [4, с. 216].
Рассмотрим специфику использования сказки в работе с дошкольниками. Сказочная история, передающая жизненный опыт многих поколений, наполненная удивительными образами, тайной и волшебством, часто бывает самой короткой дорожкой, по которой можно подойти к внутреннему миру ребенка, помочь ему понять «законы» окружающей действительности. Работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Сказочный материал может быть использован с целью диагностики, коррекции и развития.
Известные в настоящее время методики определения толерантного поведения (толерантности) дают достаточно полную картину, но все они требуют, как правило, индивидуальной работы с каждым респондентом и больших временных затрат для обработки и анализа данных («Индекс толерантности» – Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев,
Л.А. Шайгерова; «Вопросник для измерения толерантности» – В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура; «Диагностика общей коммуникативной толерантности» – В.В. Бойко; «Шкала социальной дистанции» – Э. Богардус и др.) [3, с. 28]. Работа со сказкой даёт возможность провести подобную диагностику большой группы детей, за короткий срок, информативную и не требующую больших временных затрат.
Л.А. Шайгерова; «Вопросник для измерения толерантности» – В.С. Магун, М.С. Жамкочьян, М.М. Магура; «Диагностика общей коммуникативной толерантности» – В.В. Бойко; «Шкала социальной дистанции» – Э. Богардус и др.) [3, с. 28]. Работа со сказкой даёт возможность провести подобную диагностику большой группы детей, за короткий срок, информативную и не требующую больших временных затрат.
Сказку можно использовать как одну из методик, обладающую комплексными диагностическими возможностями в работе с детьми, которые уже умеют говорить. С помощью «сказочных» приемов проводится проективная диагностика, описывающая как целостную картину личности, так и отдельные ее проблемные и потенциальные элементы. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения личности.
Таким образом, сказка служит для ребёнка посредником между реальностью и внутренним миром. Она приобщает его к жизни и к человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах, учатся толерантному общению и поведению. Эффективность использования сказки в период дошкольного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте. Сказка – доступный диагностический инструментарий, средство мягкого влияния на поведение ребенка, расширение сознания и совершенствования взаимодействия дошкольников с окружающим миром.
Литература
-
Бедулина, Г.Ф. Формирование коммуникативной культуры обучающихся в контексте белорусского менталитета: из лучших практик реализации проекта «Формирование коммуникативной культуры обучающихся в контексте белорусского менталитета»: практ. пособие для педагогов учреждений общ.средн.образования / Г.Ф. Бедулина, Л.А. Кивлюк. – Минск: Зорны векрасок, 2013. – 244 с.
-
Бондырева, С.К. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сборник научно-методических статей / С.К. Бондырева, А.П. Садохин, И.Б. Гриншпун и др.; под ред. С.К. Бондырева. – 2003. – 368 с.
-
Брунчукова, Н.М. Сказка и этическое воспитание школьников / Н.М. Брунчукова // Воспитание школьников. – 2009. – №5. – С. 28 – 33.
-
Войновская, Т. Уважение к другому: может стоит потренироваться? / Т. Войновская // Народное образование. – 2009. – № 2. – С. 216 – 217.
-
Волков, Н.Д. Этническая толерантность в структуре феномена толерантности / Н.Д. Волков // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 5. – С. 350 – 354.
-
Прискока, Л.В. В духе мира, добра и согласия. Формирование патриотического и гуманистического мировоззрения учащихся через миротворчество / Л.В. Прискока // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2013. – №11. – С.39 – 41.
-
Словарь иностранных слов / Под ред. А.С. Мельничука. – К.: УРЕ, 1974. – 776 с.
-
Шибковская, Д. Беженцы: бегом от горя. Как белорусам остаться толерантными / Д. Шибковская // Беларуская думка. – № 6. – 2014. – С. 68 – 73.