Пилецкая И.В. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ, ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ В ТЕКСТАХ ГАЗЕТЫ «АСТРАВЕЦКАЯ ПРАЎДА»

Своеобразной приметой нашего времени стало распространение терминов за пределами научного стиля. Это дает нам основание говорить об общей терминологизации современной речи. Так, немало слов, имеющих терминологическое значение, получило широкое употребление без каких-либо ограничений.
Термины возникают и функционируют не в языке в целом, а внутри отдельных подъязыков, т.е. тематически ограниченных наборов специальных общеязыковых средств, необходимых для общения в определенной сфере человеческой деятельности [1, c. 55]. В языке современных газет активно функционируют терминологические единицы различных сфер предметных областей.
Изучение терминологии предполагает не только рассмотрение собственно терминов и их функций, но и анализ источников и способов их образования. В данной статье рассмотрим словообразовательные особенности белорусскоязычных терминологических единиц, употребляемых в региональной газете «Астравецкая праўда».
Лингвистический анализ терминологической лексики показал, что термины образуются следующими способами: морфологический, морфолого-синтаксическим, лексико-синтаксическим, лексико-семантическим, синтаксическим.
Анализ структуры терминов показал, что наиболее продуктивным способом образования является аффиксация: к словообразующей основе присоединяется деривационный аффикс.
Суффиксация в языке является эффективным средством пополнения словаря. Такое же состояние и в области терминологии в языке газеты, о чем свидетельствует настоящий анализ.
При суффиксации наиболее продуктивны следующие суффиксы терминов-существительных:
 1. -нн-, -ен- ( -енн- ) со значением опредмеченного действия, например:харчава-нн-(е),планава-нн-(е),абгрунтава-нн-(е), расціра-нн-(е), папярэджва-нн-(е), абагульн-енн-(е), пагадн-енн-(е);
2. -асць с отвлеченным значением свойства, качества,например:непрацаздольн-асць, слаб-асць, стар-асць, млосн-асць, халатн-асць, крэдытаздольн-асць;
3. -ацыj- (-цыj-), например: каардын-ацы-(я), канфіск-ацы-(я), нацыяналіз-ацы-(я);
4. -льнік (-нік), например: улада-льнік, назіра-льнік, давед-нік4
5. суффикс-іст- встречается в наименовании лиц, например: спецыял-іст, натурал-іст, арыентал-іст, футбал-іст.
В качестве производящей основы при образовании терминов-существительных чаще всего выступают глаголы, прилагательные и существительные.
При образовании терминов-прилагательных производительными являются суффиксы -н-,-ов-(-ав-), -анск-, -ычн-(-ічн-), например: рэспублiк-анск-(i), гiстар-ычн-(ы), гарад-ск-(i), саве-цк-(i), завад-ск-(i), жалезабетон-н-(ы). В качестве производящей основы таких терминов выступают существительные: рэспубліка → рэспубліканскі, эпіка → эпічны.
При суффиксальном способе могут происходить различные морфонологические изменения образующей основы и форманта: чередование согласных, усечение словообразовательной основы, наложение морфем, смена места ударения. Например, гарад-ск-(і) ← горад-(Ø)(чередование о/а), эпіч-н-(ы) ← эпік-(а) (чередование к/ч), саве[ц-к]-(і) ← Савет-(Ø) (слияние согласных т+с → ц), домаўладальні[ц-к]-(і) ← домаўладальнік+ск-(і) (слияние согласных к+с → ц).
Характерен для образования терминов и префиксальный способ. При префиксации наиболее продуктивной является приставка не- (ня-), например: не-плацельшчык, не-выкананне. Среди проанализированных единиц встретились также префиксы супраць-, проці-, пад-. В газете «Астравецкая праўда» эти префиксы представлены в таких лексемах, как проці-газ, супраць-стаяць, пад-катэгорыя.
В газете немногочисленны терминологические единицы, образованные префиксально-суффиксальным способом. Среди них как существительные, так и прилагательные: су-айчын-нік,бяс-сон-ніц-(а), пад-судн-асць, супраць-урад-ав-(ы), супраць-шок-ав-(ы).
Сложение объединяет в одну лексическую единицу две или более основ полнозначных слов (основосложение) или отдельные слова полностью (словосложение). Из проанализированных единиц к основосложению можно отнести мікрамаркетынг, мікраэканоміка, цэнтрфорвард. Термины купля-продаж, банк-гарант, кінатэатр образованы путем словосложения.
Важным средством в достижении краткости термина следует считать аббревиацию, т.е. процесс образования существительных путем сочетания нескольких слов, входящих в новое слово частями, в сокращенном виде [2, c. 89]. Такие слова называются аббревиатурами или сокращенными словами. Аббревиация рассматривается как разновидность словосложения.
Как отмечает В.П. Даниленко, «этот прием является довольно простым, экономным и эффективным способом структурной рационализации специального наименования. При этом аббревиатурное сокращение не меняет, как правило, ни содержательной структуры терминуемого понятия, ни грамматической структуры развернутого варианта термина. Сокращается только пространство, которое занимает развернутый многословный термин в тексте, и время, необходимое для его озвучивания в речи» [3, с. 101].
Наиболее продуктивными являются инициальные аббревиатуры, среди которых расширены двух-, трех- и четырехбуквенные сокращения, образованные из разного рода словосочетаний. В газете «Астравецкая праўда» были зафиксированы следующие белорусскоязычные аббревиатуры: СВК (сельскагаспадарчы вытворчы кааператыў), ЖКГ (жыллёва-камунальная гаспадарка),РГА (рэспубліканскае грамадскае аб’яднанне).
Морфолого-синтаксический способ – способ словопроизводства, при котором иное слово образуется путем перехода из одной части речи в другую. При этом слово приобретает новую семантику и новые структурно-грамматические свойства, не меняя внешнего фонетического облика [2, c. 158]. Из проанализированных единиц к этому способу словообразования можно отнести лексемы хворы, вучоны. Например: Лекар не адыходзў ні на гадзіну ад ложка хворага; Вучоны разумеў, што падобныя мовы па-ранейшаму арыентаваны на машыну.
Лексико-синтаксический способ (сращение) – это способ словообразования, при котором производное слово образуется в результате сращения целого сочетания слов в одно [4]. В исследуемом материале было выявлено 4 примера такого способа: вышэйуказаны, маласвядомы, цяжкадаступны, шырокавядомы.
В основе лексико-семантического способа образования терминов лежит метафора – перенос значения в результате уподобления по форме, функции, положения [5, с. 345]. В газете «Астравецкая праўда» был найден всего лишь один пример, относящийся к этому способу словообразования: барометр [турбізнесу] (‘показатель, отражающий состояние рынка, показатель деловой активности’).
При синтаксическом способе образование новых терминоединиц происходит путем сочетания слов в многокомпонентные терминологические словосочетания. Термин-словосочетание (или терминологическое словосочетание) означает единое сложное, делимое профессиональное понятие, более узкое, конкретное, чем соответствующее родовое понятие, что обозначается термином-словом [4]. В газете «Астравецкая праўда» многочисленны примеры данного способа словопроизводства, например: працоўны калектыў, грамадская арганізацыя, аздараўленчы лагер, крымінальная адказнасць, ультрафіялетавае вымпраменьванне, установа адукацыі, выбарчая сістэма, базавая велічыня, прыгавор суда. В терминах-словосочетаниях форма словосочетания используется не для выражения взаимодействия двух или нескольких понятий, а для наиболее точного отражения содержания одного научного понятия [5, с. 65].
Таким образом, термины в большинстве своем образуются на основе существующих слов и корней общелитературной лексики. Создание терминоединиц происходит по тем же способам и моделям, что и деривация общеупотребительных слов, но отличается разной степенью производительности. Наиболее продуктивным способом образования терминов является морфологический, прежде всего суффиксальный способ словопроизводства. Анализ фактического материала свидетельствует о большой производительности синтаксического способа образования терминов-словосочетаний. Преимущество в образовании терминов-словосочетаний отдается двухкомпонентным комплексным наименованиям с существительным в качестве опорного компонента, которые наиболее полно соответствуют требованиям оптимальной длины термина и смысловой компактности высказывания.
Литература
1. Даниленко, В.П. Исследования по русской терминологии / В.П. Даниленко. – М.: Наука, 1971. – 231 с.
2. Виноградов, В.В. Вопросы современного русского словообразования / В.В. Виноградов. – Исследования по русской грамматике. – М.: МГУ, 1975. – 559 с.
3. Даниленко, В.П. Русская терминология: опыт лингвистического написания / В.П. Даниленко. – М.: Наука , 1977. – 246 с.
4. Способы словообразования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bsu.by/Cache/pdf/197623.pdf. – Дата доступа: 02.04.2014.
5. Шанский, Н.М. Очерки по русскому словообразованию / Н.М. Шанский. – М.: МГУ, 1968. – 310 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и методика изучения языков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий