Современный этап развития социума характеризуется огромным потоком информации различного уровня, а дети открыты изменяющемуся миру, вольно или невольно впитывая не всегда полезную информацию. Необходимо определить, каким образом наполнить содержание интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Можно развивать компетентность ребенка в сфере отношений к миру, людям, себе, включая его в различные формы сотрудничества как со взрослыми, так и со сверстниками, сбалансировав репродуктивную и исследовательскую деятельность, совместные и самостоятельные, подвижные и статичные формы детской активности.
Первостепенную роль на всех этапах познания играет чувственный опыт ребенка, который формируется в ходе непосредственного контакта с природными и социальными явлениями. Разнообразие впечатлений обеспечит в дальнейшем высокое качество отражения действительности, размышление по поводу возникающих жизненных задач, поиск оптимального их решения, что, в свою очередь, будет способствовать развитию интеллектуальной самостоятельности.
С этой целью дошкольное учреждение «Детский сад №18 г. Гродно»в системе сотрудничает с социальными институтами детства: Гродненский музей истории религии, Гродненский историко-археологический музей, Гродненская областная детская библиотека имени Карского – и другими учреждениями, где согласно возрастным особенностям детей дошкольного возраста проводятся экскурсии, практические занятия, встречи с писателями. Такие мероприятия расширяют познавательный опыт, интерес к самостоятельному поиску способов получения информации. В результате совместной работы к концу дошкольного возраста формируются ценностные основы отношения к действительности, одна из которых — познавательные ценности. Передавая ребенку выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, взрослый обучает самой возможности приобретать знания и использовать их в жизни.
Основной задачей таких мероприятий является передача каждому того, что нужно именно ему, а не знаний вообще. У каждого ребенка есть свой собственный опыт, который и определяет характер его интеллектуальной активности в тех или иных конкретных ситуациях. Каждый нуждается в создании условий, содействующих его интеллектуальному росту за счет максимального обогащения личного опыта.
Цель современного личностно-ориентированного образования — оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Образование призвано помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития. В основе ценностных оснований личности лежат знания о мире, природе, человеке как составляющей этого мира, о взаимоотношениях между ними. Овладение детьми знаниями обеспечивает определенный уровень их интеллектуального развития. И в этом нам во многом помогает сотрудничество с социальными институтами детства, которое в системе мероприятий планируется и реализуется.
Развитие интеллектуальной самостоятельности возможно при использовании активных форм познания детей: экспериментирования, моделирования, элементарных опытов, самостоятельного сбора информации и т.п. Продумывая содержание формы и методы организации познавательной деятельности дошкольников, каждый педагог находит резерв совершенствования интеллектуального развития детей в конкретной возрастной группе. Как известно, успешное решение задач на любом возрастном этапе связано с умением анализировать и синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, конкретизировать, сравнивать, обобщать и т.д. Значит, и акцент дошкольного образования должен быть перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческого применения в определенной жизненной или учебной ситуации.
В процессе формирования у детей интеллектуально-познавательных умений решаются задачи обучения системе исследовательских действий, необходимых для самостоятельного многостороннего анализа предметов, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, группировать и анализировать. Это во многом будет определять успешность ребенка в его дальнейшей жизни и учебе.
Для реализации данных подходов в рамках инновационного проекта «Внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности» используем классические интеллектуальные игры – шашки и рэндзю – как средство вовлечения в интеллектуальную игровую деятельность детей дошкольного возраста. Важным моментом является не столько знакомство детей с техникой игры, а развитие самостоятельности мышления. Цель первого этапа работы с игровым материалом состоит в том, чтобы подобрать такой перечень и объем игр, которые развивали бы у детей интерес к такого рода играм, желание самостоятельно их использовать — научить детей способам сенсорного обследования предметов. В результате должна возникнуть система использования интеллектуальных игр. Эта система позволит педагогам оценивать эффективность и выбирать способ применения той или иной интеллектуальной игры.
Все интеллектуальные игры развивают абстрактное мышление. Оценить их развивающий потенциал можно при помощи специальных критериев эффективности, таких как доступность и избирательность. Под доступностью игры понимается легкость усвоения ее правил, а также соответствие вариативности познавательным возможностям ребенка, играющего в данную игу. Для вовлечения ребенка в игровую деятельность важна простота правил и содержания, внешне выражающаяся в однородности фишек, простоте цели и минимальном числе игровых операций. По этим критериям подходят такие игры, как рэндзю («крестики-нолики»), а также шашки. [1].
Цель второй серии игр — обучение приемам сравнения, где дети овладевают следующими умениями:
— выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления с другими объектами;
— определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов;
— усваивать и искать новые способы действий.
Этому соответствуют игры с таблицами и фишками – прямоугольные карточки, поделенные на квадраты, к которым прилагаются карточки с изображением животных, игры построены по принципу игры «Пятнашек», только вместо цифр – изображения предметов и животных. Также используются головоломки, лабиринты, «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат».
Третья серия игр направлена на развитие умений классифицировать, группировать и обобщать предметы ближайшего окружения. При этом дошкольники учатся:
— определять принадлежность конкретного объекта к тому или иному заданному классу и, наоборот, рассматривать заданное через цепь единичных предметов;
— объединять предметы на основе самостоятельно выделенных общих признаков и называть образованную группу соответствующим именем (так называемое опережающее обобщение, без применения практических действий);
— распределять объекты по классам (непосредственное осуществление действий классификации). Используются математические блоки «Дьениша», цветные палочки «Кюизенера», игры «Сложи узор» (по Никитину), «Четвертый лишний» и другие.
Кроме того, выбор интеллектуальных игр обоснован особенностями интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, такими, например, как:
— элементарная опосредованность установления некоторых отношений между предметами, основанная на обобщении своего прежнего опыта;
— наметившийся процесс упорядочивания информации;
— растущая результативность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению, плановому восприятию предметов и явлений, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач;
— начало развития знакового опосредования;
— проявление дифференцированного отбора языковых средств в высказываниях в зависимости от ситуации и участников общения и др.
Решая задачи интеллектуального развития, реализуя инновационный проект дошкольного образования, основываемся на том, что интеллектуальные умения формируются постепенно, не столько в ходе фронтальных занятий, сколько в активной самостоятельной повседневной игровой деятельности детей, где у них есть возможность неспешно поразмышлять над своими действиями, в чем-то утвердиться, в чем-то усомниться. Педагогу же отводится в данном случае роль соучастника детских открытий, который не спешит указать путь решения задачи или проблемы, а мудро и тактично поддерживает ребенка на пути самостоятельного поиска. Содержание таких игр с детьми достаточно сложно, но в то же время доступно для постепенного и систематического формирования интеллектуальной самостоятельности. Это важно еще и потому, что для нового витка информации и технологизации общества требуется новый уровень мышления, который основывается на умении самостоятельно искать и преобразовывать необходимые знания в той или иной области.
Понимание педагогами учреждений дошкольного образования основ интеллектуального развития детей и будет способствовать подготовке дошкольников к усвоению нужной информации без ущерба их здоровью, развитию и сохранению познавательного интереса на последующих ступенях образования. Внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности представляется нам целостной системой, способствующей разностороннему личностному развитию ребенка.
Литература
1. Корчицкий, С. А. Сравнительная характеристика форм интеллектуальной игровой деятельности / С.А. Корчицкий. – Адукацыя і выхаванне. – 2007. – № 9.