Семейные отношения, брак всегда являлись важным моментом в жизни людей. Каждый человек, так или иначе, стремится завести семью.В современной ситуации экономических и социальных проблем молодые люди, желающие создать семью, должны решать порою чрезвычайно сложные проблемы, определяющие саму возможность существования этой семьи.
Тема отношения современной молодежи к вопросам семьи и брака в настоящее время является очень актуальной. Исследования в области социальной психологии и социологии показали, что в представлениях современной молодежи семья, к сожалению, уже не имеет той значимости, которая определялась исторической, культурологической и общественной системой ценностей, нравственными и религиозными канонами.
Исследования семьи, брака, рождаемости ведутся в социологии, психологии, демографии, этнографии, других общественных науках. Многие из классиков социологии считали семью частью социальной структуры, рассматривали её как фактор изучаемых ими процессов, но не исследовали институты брака и семьи специально (М. Вебер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, В. Парето) [1, с. 41-47].
В психологии проводились фундаментальные исследования, направленные на изучение развития личности, даны ее основные характеристики, необходимые для формирования установок на репродуктивное здоровье. Так ученые Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Я. Леонтьев, Т.М. Афанасьева, А.А. Бодалев, Э.Г. Эйдемиллер раскрыли психологические особенности семьи и психология семейных отношений [2, 3].
На современном этапе развития общества семья является важнейшей ценностью государства, которое заинтересованно в сохранении своего народонаселения. Именно положение семьи, а также тенденции, характеризующие ее состояние, являются показателями дел в стране. В последние десятилетия взаимосвязь семьи с общества значительно ослабла, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целoм, которое испытывaет потрeбность в восстановлении прежних семейных ценностей, а также в оргaнизации практической подготoвки молодежи к сeмeйной жизни [4].
Сравнивая отношение к семейным ценностям прошлого поколения молодежи и нынешнего, можно констатировать, что современная семья теряет свою ценность. Ранее считалось, что брак должен быть один в жизни каждой пары, развод или уход из семьи осуждался обществом. Современное поколение стало менее ценить семью, предпочитает сожительство, молодые люди с легкостью разрывают отношения и начинают новые. Молодежь ценит «свободные отношения», но никто не отдает себе отчета в том, что, вступая в такие отношения, молодое поколение теряет те ценности, которые имели огромное значение для наших предков [5].
В последнее десятилетие жизненные приоритеты кардинально меняются, в том числе и семейные ценности. Эти изменения одни ученые называют кризисом семейных ценностей (А. Антонов, В. Медков), другие трансформацией института семьи (Е. Здравомыслова), но очевидно, что происходит приспособление семьи к новым условиям, и обостряется противоречие между семейными ценностями [6]. Многие современные девушки решают связать свою судьбу с удачным продвижением по служебной лестнице или созданием собственного бизнеса еще до замужества. Работа полностью поглощает их, на семью просто не хватает времени. Совместить карьеру и семью – дело непростое и удается далеко не каждому.
Учитывая актуальность данной проблемы, нами было проведено исследование с целью изучения представления студентов педагогического факультета «о счастливой семье». Для диагностики мы провели анкетирование среди студенток первого и четвертого курса, включающее в себя восемь вопросов:Ваши планы в ближайшие 5 лет? Когда Вы планируете создание семьи? Где, по вашему мнению, будет жить ваша семья? Сколько Вы планируете иметь детей?В какой профессиональной сфере Вы видите своего будущего супруга?Какую женскую роль вы предпочтете, как будущая супруга?Перечислите 3-5 личностных качеств, которыми, по Вашему мнению, должен обладать супруг.Перечислите 3-5 личностных качеств, которыми, по Вашему мнению, должна обладать супруга. При проведении исследования испытуемым предлагалось следующее задание: ответить на заданные вопросы, выбрав подходящий вариант ответа ли предложив свой ответ. Все респонденты успешно справились с выполнением задания.
По результатам диагностики мы пришли к выводам, что если студентки первого курса больше думают о профессиональном самосовершенствовании и карьере (45,96 %), чем о создании семьи (43,32 %) (см. график 1), то студентки четвертого курса в первую очередь задумываются о создании крепкой семьи (45,96 %), а не о карьерном росте (35,12 %) (см. график 2).
По мнению первокурсниц, супруг должен быть отзывчивым, сильным. А студенты четвертого курса ценят верность и честность. Обе группы респондентов считают важными доброту, заботливость и ум.
Что касается личностных качеств, которыми должна обладать супруга, студентки первого курса придерживаются мнения, что супруга должна быть умной и отзывчивой. А студентки четвертого курса считают важными такие качества, как честность, хозяйственность. Обе группы испытуемых сошлись во мнении, что супруга должна быть верной, доброй и заботливой.
В ходе проведенного анкетирования и полученных нами результатов, мы пришли к выводу, что сегодня на самом деле существует проблема, которая связана с выбором между семьей и карьерой. Несомненно, семья является важной ценностью, не только для каждого человека, но и для государства, однако большое количество молодежи выбирают карьеру. Не работать сегодня – значит отказаться от дополнительного дохода для своей семьи, в то же время необходимость работать не дает современной молодежи выполнять в полной мере традиционные семейные функции. Мы считаем, что данная проблема является актуальной, малоизученной и требует дальнейшего исследования.
Литература
1. Антонов, А.И. Микросоциология семьи. Методология исследования структур и процессов / А.И. Антонов – М., 1998. – 67 с.
2. Бодалев. А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / А.А. Бодалев, В.В. Столин – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
3. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицккс – Питер, 2002. – 656 с.
4. Запесоцкий. А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А.С. Запесоцкий // Социологические исследования – 2008. – №7. – 106 с.
5. Медкова, Д.В. Семейные ценности как объект социологического анализа Текст / Д.В. Медкова // Ломоносовские чтения. Т. 2. – М., 2004. – 5 с.
6. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И Антонов, Д.В. Медкова – М., 1996. – 304с.