Дизайн — относительно молодой вид искусства. Развился он, можно сказать, в течении одного прошлого столетия. История становления и развития дизайна как проектно-художественной деятельности связано с развитием индустриального производства, создавшим потребности в поиске новаторских способов формообразования объектов предметного мира. Это послужило предпосылкой появления новой профессии — дизайнер, а также профессиональной школы дизайна.
Принято выделять два основных направления в становлении дизайн-образования: Российское (ВХУТЕМАС) и немецкое (БАУХАУЗ).
Первой дизайнерской школой считают Баухауз (в дословном переводе с немецкого — Строительный дом). Баухауз был открыт в 1919 году в Германии, в городе Веймаре Вальтером Гропиусом, который считается одним из пионеров европейского дизайна.
Основные задачи новой школы В. Гропиус видел, как объединение различных областей творческой деятельности, использование возможностей техники и станкового искусства для создания гармонической вещественной среды [3, с. 70].
Преследуя эти цели, В. Гропиус привлек к сотрудничеству единомышленников — талантливых художников и архитекторов. Среди наиболее крупных мастеров были И. Иттен, П. Клее, В. Кандинский, Г. Мухе и др.
Чтобы приблизить студентов Баухауза к производству преподавателями был выбран своеобразный подход: концепция двойной квалификации преподавателей. Был создан целый ряд мастерских, в которых велось ремесленное обучение. Освоение ремесленных профессий происходило параллельно с художественным обучением. В мастерских учащиеся выполняли собственные договорные заказы, участвовали в выполнении работ, осуществляемых мастерами. После окончания курса обучения в мастерских учащиеся сдавали экзамен на звание подмастерья или мастера.
Руководящей линией программы 1919 года стал «Устав Государственного Баухауза в Веймаре», изданный брошюрой в январе 1921 года. [1, с. 11].
Содержание образования определило структуру учебного процесса, которая состояла из четырёх курсов. Вводный курс обучал учащихся основным принципам формообразования; способствовал высвобождению творческих сил учащихся и раскрытию их художественных способностей; создавал предпосылки для выбора учащимися профессии. Вводный курс (1/2 года) включал первичное изучение форм, знакомство с материалами. На втором курсе учащиеся проходили серьёзную теоретическую подготовку. Они изучали такие дисциплины, как теория пространства, теория цвета, теория композиции, теория перспективы, теория конструирования, рисунок природных форм, техническое черчение, макетирование и моделирование, естественные дисциплины (математика, физика, механика), материаловеденье и технология. Третий курс включал классы дерева, металла, текстиля, живописи, стекла, керамики, камня. Последний курс — инженерно-строительный курс, проектная мастерская, опытно-экспериментальная мастерская, стройплощадка, строительство.
Так, к 1923 году структура обучения дизайнеров в Баухаузе была сформирована, содержание и этапы определены.
В 1928 году с уходом Гропиуса, в истории Баухауза начинается новый период, который получил социальную направленность. Директором становится архитектор Г. Майер. Он утверждал: «…Баухауз — не художественный, а социальный феномен. Наша деятельность является социально обусловленной, и круг наших задач определяет общество… Конечная цель всей нашей работы — объединение всех жизнеобразующих сил для гармоничного развития общества»[1, с. 5].
Интересы Г. Майерса сконцентрированы на недавно созданной архитектурной мастерской. Обучение архитектуре становится более дифференцированным. Большое место отводится преподаванию точных наук. Наряду с преподаванием философии, социологии и психологии вводятся такие новые предметы как, например, психотехника.
Последующие преобразования структуры и основных задач Баухауза связаны с именем Мис ван дер Роэ. В этот период Баухауз окончательно превращается в архитектурную академию с несколькими дизайнерскими отделами. Обучение стало осуществляться в процессе выполнения реальных промышленных заказов. Часть учебных программ была переориентирована на подготовку студентов к созданию массовой продукции [1, с. 7].
В 1933 году Баухауз был закрыт, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауза. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США. После окончания Второй мировой войны идеи Баухауза возрождались неоднократно — сначала в Америке, а затем в Германии в Ульме была открыта Высшая школа формообразования, провозгласившая себя наследницей Баухауза.
В Западной Европе становление дизайна стимулировалось стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособность своих изделий на рынке, в Советской России заказ со стороны промышленности не был сформирован. Советский дизайн берёт свои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов).
Почти одновременно с Баухаузом в России были созданы и работали учебные новаторские заведения — Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя [4, с.74].
В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ, которые затем в 1920 году были слиты во ВХУТЕМАС — Высшие художественно-технические мастерские. Целью ВХУТЕМАСа была «подготовка художников — мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования».
Программа обучения во ВХУТЕМАСе состояла из двух курсов: пропедевтического (Основное отделение) и факультетов металлообработки (метфак) и деревообработки (дерфак). На базе Основного отделения студенты получали общехудожественное образование, дизайнерское образование давалось на дерфаке и метфаке.
Преподавание велось по направлениям: графический, плоскостно-цветовой, объемно-пространственный, пространственный. Дисциплины: «Графика», «Цвет», «Объем» и «Пространство» преподавались студентам всех специализаций. Тем самым закладывался как бы единый фундамент художественных средств формообразования для «инженеров-художников» всех отраслей промышленности. При этом на пропедевтических курсах уже закладывалась определенная профессиональная ориентация и, прежде всего, это выражалось в отношении к материалу [4, с. 74] . Для овладения студентами навыкам реальных материальных объектов работали производственные мастерские, в которых можно было выполнить любые работы — от пошива костюма до архитектурного макета [3, с. 71] .
Факультеты деревообработки и металлообработки были своеобразной лабораторией формирования дизайна в стране. Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров («инженеров-художников») шёл сложный процесс поиска и уточнения сферы дизайна и профиля деятельности дизайнера, уяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования [4, с. 74].
В конце 1920-х гг. советская школа по подготовке дизайнеров сложилась и теоретически, и методически, и организационно. В 1926 г. оба дизайнерских факультета ВХУТЕМАСа — метфак и дерфак — были слиты в единый дерметфак с двумя автономными отделениями. ВХУТЕМАС был преобразован во ВХУТЕЙН — Высший художественно-технический институт. Продолжалось укрепление его связей с промышленностью, чему во многом способствовали первые выпуски инженеров-художников. Специалисты, окончившие факультет в 1927 и 1928 гг., уже успешно работали в промышленности. Факультет получал заявки на специалистов из многих городов страны. В конце 20-х гг. была введена непрерывная практика студентов на производстве: в течение всего года они чередовали работу с учебой. [2, с. 110]
В 1930 г. на базе ВХУТЕЙНа был создан ряд отдельных институтов: Московский архитектурный, Московский полиграфический, художественный факультет Московского текстильного института.
Значение Баухауза и ВХУТЕМАСа в становлении системы подготовки дизайнеров трудно не оценить. В основе всех мировых школ дизайна так или иначе лежат образовательные методики, восходящие к опыту ВХУТЕМАСа и Баухауза. Здесь впервые начали практиковать концепцию учебных мастерских, где студенты работали бок о бок с преподавателями. Это были не просто дизайнерские учебные заведения, но и подлинные научные лаборатории. Методические разработки в области художественного конструирования легли в основу теоретических трудов, которые до сих пор не потеряли своей научной ценности. Характерной особенностью данных учебных заведений, отличающей их от других учебных заведений того времени, было то, что учащиеся работали не над единичным изделием, а над эталоном для промышленного производства. Важным в методике обучения было стремление привить учащимся способность приблизить проектируемую вещь к потребностям производства, что отвечало конечным целям новой системы дизайн-образования — гуманизация, демократизация общества, воспитание всесторонне развитой личности, а также способность формирования единой гармоничной среды.
Литература
1. Дружкова Н. И. 90-летию создания Баухауза посвящается / Н. И. Дружкова // Изобразительное искусство в школе. — 2009. — № 5 — 4-36 с.
2. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория: учеб. пособие / Н. А. Ковешникова. — 5-е изд. — Москва: Омега-Л, 2009. — 107-126 с.
3. Ленсу Я. Ю. Дизайн: традиции и новаторство (К истории дизайнерского образования) / Я. Ю. Ленсу // Инновационные образовательные технологии. — 2008. — №1 — 69-76 с.
4. Михайлов С. М. Основы дизайна: учеб. пособие / С. М. Михайлов, Л. М. Кулеева. — Казань: Новое Знание, 1999. — 74 с.