Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых. От её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье общества. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современном мире социокультурный информационный фон изменяет психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности), что не способствует позитивной полоролевой социализации и приводит к частичной, а иногда и полной, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек [2].
Причина пристального внимания к проблеме формирования полоролевых представлений связана также с тем, что в дошкольном детстве решаются важные задачи, которые связаны с особенностями социально-личностного развития человека:
‒ формирование у ребенка привлекательности его половой роли, которая формируется до 7 лет, а в дальнейшем влияние педагогов и родителей на этот процесс невозможно;
‒ полоролевая идентичность определяет социальный пол и зависит от тех условий и норм полового обеспечения, которые существуют в данном обществе.
Анализ современной социокультурной ситуации позволил выявить противоречия между:
1) объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе полоролевого подхода и практикой обучения и воспитания детей в учреждениях дошкольного образования без учета полоролевых различий;
2) необходимостью полоролевого воспитания, начиная с дошкольного детства, и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.
Выделенные противоречия и острая необходимость решения задач полоролевого воспитания подтвердили актуальность темы нашей публикации.
Полоролевые представления детей дошкольного возраста формируются прежде всего в семье, поэтому необходимо целенаправленно выстроенное взаимодействие дошкольного учреждения и семьи. Взаимодействие – это контакт субъектов процесса в едином «ансамбле» их действий, состояний, ощущений и поступков. Процесс взаимодействия может осуществляться непосредственно и опосредованно, но каждый из субъектов проявляет ту или иную форму активности и способ, как к предмету взаимодействия, так и в отношении участников [1, с. 65].
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от сложившейся системы взаимодействия УДО и семьи. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Взаимодействие УДО и семьи следует рассматривать как двусторонний процесс:
«УДО – семье» – процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение психолого-педагогической культуры родителей, оказания им помощи;
«семья – УДО» – процесс, характеризующийся включением родителей в образовательную работу детского сада [5].
Основываясь на современных подходах к организации взаимодействия УДО с семьей, выделяются значимые направления и формы:
1) повышение уровня педагогической культуры родителей, их полоролевой компетентности;
2) вовлечение семьи в образовательный процесс УДО;
3) создание среды необходимой для полоролевой социализации;
4) проведение работы с детьми в образовательном процессе УДО [4].
Планирование содержания просветительской деятельности УДО должно осуществляться на основе анализа состава семей УДО и проблем, которые испытывают родители в воспитании мальчиков и девочек. С целью повышения психолого-педагогической культуры и просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей» оформляется наглядная информация. На родительских собраниях выступают специалисты, психологи, медики, многодетные семьи с целью обмена родительским опытом. Эффективной формой является приглашение специалистов и родителей воспитанников − представителей различных профессий: швею, врача, тренера спортивной школы, с целью демонстрации разных типов профессионального поведения.
Вовлечение семей в образовательный процесс УДО является одним из приоритетных направлений взаимодействия с семьей. Используются различные формы такого вовлечения: участие родителей в создании предметно-развивающей среды, организация семейных конкурсов: «Неделя добрых дел в семье», «Рыцарский турнир», «День матери», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Лучшая семейная поделка» [3].
Важным направлением полоролевого воспитания является подготовка дошкольников к выполнению будущих семейных ролей, формирование семейных ценностей. В условиях обостряющегося кризиса семьи, разрушения семейных идеалов задача будущего семьянина, начиная с дошкольного возраста особенно актуальна. Для этого можно использовать такие методы:
− наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями и выстроенная на результатах наблюдения система консультирования;
− плановые беседы с родителями по обсуждению и рекомендациям индивидуального развития ребенка;
− просмотр родителями различных видов деятельности (занятия, прогулки, беседы, развлечения, экскурсии);
− вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее);
− привлечение к знакомству с результатами продуктивных видов деятельности и творчества детей (рисунки, аппликация, лепка, работа в индивидуальных тетрадях и прочее);
− проведение опросов, анкетирование, с целью изучения их ожиданий от детского сада, отношения к различным проблемам семейного и общественного воспитания детей.
Работу с семьей по формированию полоролевых представлений целесообразно рассматривать в целостной системе взаимодействия. Основными направлениями организации работы в рамках системы являются:
1) диагностическая работа по изучению семей (составление социального портрета родителей, анкетирование на выявление особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье);
2) использование оптимальных форм и методов в дифференцированной, групповой и индивидуальной работе с семьей;
3) организация психолого-педагогического просвещения родителей, оказание помощи семье в воспитании повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания. Культурно-просветительская работа;
4) организация мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и детей. Вовлечение семьи в образовательный процесс;
5) выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;
6) внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;
7) использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую деятельность, социально-значимую, направленную на повышение их авторитета;
8) оказание конкретной помощи семьям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;
9) тематические уголки по работе с семьей;
10) создание условий для реализации личностного развития ребенка определенного пола в семье и УДО.
Таким образом, формирование полоролевых представлений у детей невозможно без совместной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа по организации взаимоотношений по данному вопросу направлена на обогащение знаний родителей о психологических особенностях мальчиков и девочек, на осознание необходимости учета этих особенностей в воспитании детей. Главная цель всех мероприятий в рамках совместной деятельности – обогащение родителей знания о воспитании их собственного ребенка, ориентация и осознание собственной значимости в решении проблем формирования полоролевых представлений детей дошкольного возраста.
Литература
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб: Питер, 2002. – 355 с.
2. Буракова,М.В. Маскулинность и фемининность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин. Международный альманах тендерных исследований / М.В.Буракова. − Минск, 2000. − 225 с.
3. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей / А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина. – М.: Сфера, 2004. − 112 с.
4. Петренко, В.О. Детский сад и семья − единое образовательное пространство / В.О. Петренко. – М., 2009. − 165 с.
5. Татаринцева, Н.Е. Полоролевоевоспитание дошкольников в условиях ДОУ: учеб. пособие / Н.Е. Татаринцева. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.