Хемдемова М. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Каждый человек уникален и неповторим. Нет на свете двух одинаковых людей. Женщины и мужчины отличаются не только внешностью. Но и внутренние органы действуют по-разному, у них различная интенсивность обмена веществ, частота дыхания и сердечных сокращений, состав крови и т.д.
Разнообразие женщин и мужчин таково, что найдутся женщины, у которых мужских черт больше, чем у иного мужчины. Найдутся мужчины, обладающие большими «женскими» качествами. При этом необходимо отличать биологический пол от пола социального – гендера.
Пол – совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, с помощью которых определяют, является ли данный индивид мужчиной или женщиной.
Гендер –  это совокупность социальных и культурных норм, смыслов и ожиданий, которые общество предписывает индивидам в зависимости от их пола.
Конструкция гендера/ов есть одновременно продукт и процесс представления как о других, так и о самих себе. Стадии обретения пола – это стадии оформления гендера в движении от биологического к социальному. Одна из схем такого движения представлена Д. Ломбер. Она показывает предпосылки и компоненты гендера, но нам представляется, что они могут быть рассмотрены и как этапы становления гендера в качестве статуса и структуры:
  • пол как биологическая категория, непосредственно данное сочетание генов, определенный гормональный набор;
  • пол как социальная категория – предназначение от рождения;
  • полоролевая идентичность – осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего мужского или женского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте;
  • гедер как процесс – обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенных в качестве соответствующих определенному гендерному статусу;
  • гендер как статус и структура — завершение оформления гендерного статуса индивида как части общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения.
Образование гендера идет через несколько процессов, причем формирование половых различий является только одним из них. Джоан Экер выделяет пять взаимодействующих гендерных программ. Они таковы:
  • построение разделения труда, места пребывания, физического пространства, дозволенного поведения, власти, в зависимости от половой принадлежности.
  • создание символов и образов, которые объясняют, выражают, закрепляют или противостоят этому разделению;
  • различия во взаимодействиях женщина/мужчина, женщина/женщина, мужчина/мужчина, проявляющиеся в речи, ее прерывании, в очередности ведения диалога, в предложении тем для обсуждения, в невербальных компонентах поведения;
  • формирование гендерных компонент индивидуальной идентичности или иначе гендерных личностных структур;
  • вовлечение гендера в фундаментальные продолжающиеся процессы создания и концептуализации социальных структур [1].
Рассмотрим некоторые особенности поведения типичных мужчин и типичных женщин с позиций гендера.
Женщины легче меняют свои планы, вносят коррективы чем мужчины. Женщины менее сдержаны в проявлении эмоций, склонны демонстрировать эмоции окружающим, мужчины более сдержанны. Женская самооценка связана, прежде всего, с семейным положением женщины, мужская самооценка напрямую зависит от его профессиональных достижений. Женщины легко по сравнению с мужчинами переключаются с мыслей на чувства, для мужчин это трудно. Женщины гораздо быстрее мужчин принимают решения. Женщины острее мужчин конкурируют друг с другом из-за зарплаты. Женщина больше мужчины нуждается в общении. Женщины любят советоваться с мужчинами. Мужчины же не испытывают желания советоваться с женщинами.
Женщины обычно лучше мужчин умеют объяснять. У женщин есть привычка «думать вслух». Женщины увереннее чувствуют себя в мужском коллективе, любят руководителей-мужчин и обладают даром убеждения в мужском окружении. Женщина обычно считает, что конфликт с женщиной-руководителем решить невозможно.
Таким образом, действительно существуют специфические черты поведения женщин и мужчин, связанные не с биологическим полом, а с гендером.
Литература
1. Кавинкина, И. Н. Гендерология : пособие / И. Н. Кавинкина. – Гродно: ГрГУ, 2015. – С. 3-4.
Запись опубликована в рубрике Гендерный фактор обучения и воспитания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий