Не секрет, что не только студенты-иностранцы, но даже белорусские студенты не часто используют словари. А зря, ведь в словарях можно найти не только значение и правописание слова, но и узнать множественное число существительных, прошедшие формы глаголов, проверить к какой части речи относится слово, найти ему синоним или антоним, найти другую грамматическую информацию о глаголе, найти словосочетания, выражения с этим словом и примеры его употребления в предложении. Тем более сейчас неважно, какой формат имеет словарь – электронный, книжный или on-line. Главное, чтобы студенты-иностранцы захотели им воспользоваться, а задача преподавателя научить их пользоваться словарями, показать различные типы словарей и открыть, как говорил французский писатель А. Франс «вселенную, расположенную в алфавитном порядке» [1].
На первый взгляд может показаться, что задания с использованием словарей монологичны. Но это только на первый взгляд. С применением эвристического диалога такие задания приобретают совершенно другую окраску. Однако, здесь таится еще одна проблема, ведь традиционный диалог, в котором преподаватель спрашивает, а студент отвечает не достаточно эффективен в разрешении двух противоречий между множественным характером многокультурной образовательной среды и единичным субъектом образования – студентом. Во-первых, это противоречие между студентом и поликультурным знанием, которое он должен усвоить. Во-вторых, это противоречивость между многокультурной (поликультурной) студенческой аудиторией и единым фундаментальным образовательным компонентом – стандартом. Оба противоречия являются ключевыми в процессе проектирования образования, направленного на человеко- и культуросообразные ориентиры.
Гораздо эффективнее – обратный диалог, когда вопросы с целью получения новых знаний задает студент, и инициатива принадлежит студенту. Именно он является инициатором диалога и играет активную роль в формировании собственных знаний.
При работе по предмету «Русский язык как иностранный» образовательным продуктом чаще всего выступает именно текст. А для получения готового текста студентам-иностранцам могут помочь именно словари.
На занятиях мы используем комплекс занятий со словарями по следующей тематике: «О чем толкуют толковые словари», «Словари синонимов и антонимов» и «Фразеологические словари». Согласно методологии эвристического обучения структура эвристического диалога состоит из трех вопросов: «Что? Как? Почему?». В данной триаде заключены этапы работы.
Также, хочется отметить, что на каждом этапе студенты-иностранцы используют словари различных типов. Формат словаря (бумажный, электронный или on-line) роли не играет.
1. Модельная группа вопросов «Что?», или предтекстовые задания. На первом этапе студент познает исследуемую область реальности и описывает свойства объекта. [2, с. 11]. Задания группы «Что?» направлены на прогнозирование и снятие фонетических и лексико-грамматических трудностей. Вводятся и закрепляются новые слова (в любой теме можно найти достаточное количество сложной лексики) анализируются функциональные типы используемых в тексте высказываний, осуществляется проверка ранее изученного лексического и грамматического материала. Особое внимание отводится заданиям на постановку вопросов. На первом этапе студент познает исследуемую область реальности и описывает свойства объекта. Также следует отметить, что данный этап завершается созданием студентами-иностранцами первичного образовательного продукта, например, в виде заданных студентами вопросов и диалогов. Примером такого задания может быть «Задание-интервью»: Словари – наши помощники в сложном процессе обучения русскому языку как иностранному. Умение грамотно пользоваться этими мудрыми книгами – большой шаг навстречу знаниям. Многие пренебрегают словарями, потому что полностью доверяются компьютерам, различным компьютерным переводчикам, которые думают за них. А зря. Неважно, какой формат имеет словарь – электронный, книжный или онлайн. Главное, чтобы вы захотели им воспользоваться, и тогда он поделится с вами знаниями. Каких известных составителей словарей вы знаете? Запишите пять вопросов, которые вы бы хотели задать профессиональным лексикографам. Какие вопросы они зададут вам? Также задайте не менее пяти вопросов, чтобы узнать мнение других студентов о работе с толковыми словарями. Кроме «Задания-интервью», студенты иностранцы составляют диалоги (задание-диалог), также выполняют различного вида задания на анализ. Пример «Задания-анализа»: Согласны ли вы с высказыванием Л.Н. Толстого: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает сто ударов розог». Письменно аргументируйте свой ответ. Какой словарь может объяснить значения слов?
2. Модельная группа вопросов «Как?», или собственно текст рассказывающий о каком-либо виде словаря. Данный этап сопровождается активной учебной деятельностью студентов по работе с текстом. При работе со словарями студентам-иностранцам были предложены следующие тексты: «О чем толкуют толковые словари?», «9 слов и выражений, которые имеют интересное происхождение», «О богатстве русского языка и культуре речи».
3. Модельная группа вопросов «Почему?», или послетекстовые задания. Переход к этому этапу означает переход на творческий уровень переработки своего собственного образовательного продукта, после изучения эталона в данной образовательной области [2, с. 11]. Особое внимание следует уделить различным видам пересказа (например, задание «Творческий пересказ»). Целесообразно также использовать вопросно-ответную систему, ролевое воспроизведение текста (особенно диалогов). Задания данной группы нацелены на развитие навыков репродуктивных, репродуктивно-продуктивных и продуктивных видов речевой деятельности. Также студенты обобщают информацию по прочитанному тексту. В итоге студент-иностранец получает «обобщенный образовательный продукт». Здесь также могут быть использованы задания для работы on-line (на форуме). Примером таких заданий могут быть задания типа «Веб-обсуждение» и «Веб-сочинение». Приставка веб- обозначает, что задания такого типа должны быть выполнены на форуме, однако особенно на первом этапе, студенты-иностранцы выполняют задания в аудитории, а в качестве домашнего задания размещают свои «образовательные продукты» в Интернете и обсуждают их on-linecдругими студентами. Пример задания «Веб-сочинение»: Две случайности. Возьмите толковый словарь и наугад выберите два случайных понятия. Просто ткните пальцем в любые страницы. Сопоставьте их, попытайтесь найти между ними что-то общее. Придумайте сумасшедшую историю, в которую и поместите взаимосвязь. Подобное упражнение отлично тренирует мозг. Пример задания «Веб-обсуждение»: Обсудите на форуме высказывание Экхарта Толле: «Совершенно не правда, что период подъема — это хорошо, а период спада — плохо. Это правда лишь в сфере суждений ума. Рост обычно считается позитивным явлением, однако ничто не может расти бесконечно. Если бы рост продолжался без конца, то в итоге принял бы чудовищные масштабы и стал бы просто разрушительным. Распад необходим для того, чтобы был возможен новый рост. Одно не может существовать без другого». Найдите высказывания известных людей с использованием синонимов и антонимов. Разместите на форуме. Обсудите и сопоставьте ваше мнение с мнением других студентов.
Таким образом, использование различных типов словарей в сочетании с заданиями, выстроенными в соответствии со структурой эвристического диалога, повышает творческий потенциал данных заданий и способно существенным образом увеличить эффективность обучающей деятельности преподавателя на занятиях по русскому языку как иностранному.
Литература
-
Словари – источник знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/1-92255.html. – Дата доступа: 31.03.2015.
-
Король, А.Д. Эвристическое обучение как средство индивидуализации образования / А.Д. Король // Народная асвета – 2013. – № 10. – С. 10-13.