Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули ряд проблем, одной из которых является нарушение психоэмоционального состояния у детей и подростков. В настоящее время пограничные нервно-психические расстройства составляют от 20 % до 30 % общей психической заболеваемости, – указывает А.В. Кондратенко [1, с. 3]. По словам Н.В. Карпицкой, здоровье особенно ухудшается именно в школьный период, когда резко возрастает мозговое, эмоциональное и физическое напряжение у ребёнка. В большей степени обострение проблем здоровья, по словам специалиста, – связано с тем, что «школа в традиционном смысле никогда не была местом коррекции, реабилитации и формирования здоровья, а скорее была местом разрушения здоровья средствами дидактогении» [2, с. 4]. Перед педагогами и воспитателями сегодня стоит задача овладения методами и приёмами работы, способствующими не только сохранению, но и укреплению психического здоровья и эмоционального благополучия учащихся.
Один из таких методов – библиотерапия (разновидность арт-терапии). Термин «библиотерапия» произошёл от лат. biblio – «книга» и гр. therapia – «лечение, уход за больным» [3]. О целительной силе книги было известно много лет назад. Так, при входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II, основанную более трех тысяч лет тому назад, висела табличка: «Лекарство для души». В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. В эпоху Возрождения её стали активно использовать врачи в лечебных целях [4].
Научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века. В настоящее время библиотерапия представляет междисциплинарную отрасль прикладного знания о лечебном эффекте чтения литературы различных жанров, типов и разновидностей. Основы этого знания созданы объединенными исследовательскими усилиями библиотековедов, медицинских терапевтов, книговедов, психологов, невропатологов, психиатров, педагогов и социальных работников [5].
Вопросы библиотерапии в разные периоды освещали такие авторы, как И. Борецка, Ю.Н. Дрешер, О.Л. Кабачек, И.Н. Казаринова, Б.С. Крейденко, Д. Пардек, Б.А. Симонов, Р. Скаллер и др. Анализу проблем библиотерапии посвящен целый ряд статей в периодических изданиях: в журналах «Детская литература», «Библиотековедение», «Библиотека» и др.
Ученые рассматривают библиотерапию как:
- раздел библиотековедения (Б.А. Симонов);
- комплексную научную дисциплину (Б.С. Крейденко);
- междисциплинарную отрасль прикладного знания о лечебном эффекте чтения литературы (Р.А. Трофимова);
- направление педагогики чтения (Ю.Н. Дрешер) и др.
Анализ теоретических источников показал, что метод библиотерапии способствует накоплению позитивного социального опыта, содействует социализации и реабилитации детей, способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов [6, с. 1]. С помощью библиотерапевтического метода специалист оказывает целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка. [5].
В ходе констатирующего эксперимента на базе СШ № 26 г. Гродно с помощью метода наблюдения нами были выявлены различные формы отклоняющегося поведения младших школьников, в частности, имели место как вербальные, так и физические формы проявления агрессии. Это негативно сказывалось на межличностных отношениях учащихся, мешало их конструктивному взаимодействию.
В ходе реализации коррекционной программы была решена основная задача: экспериментальным путем отобрано определенное количество текстов художественной литературы для библиотерапевтической работы. Список включал сказки К. Чуковского, М.А. Андрианова,рассказы Н. Носова, Ю. Сотника, В Драгунского, Э. Успенского; стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.
Определяя литературные интересы детей-читателей, анализируя материалы конкретного автора, мы принимали во внимание, что детям трудно самим сказать, а еще труднее написать о том, что они чувствуют и о чём думают, читая ту или иную книгу. Для этой цели мы использовали метод беседы с тщательно продуманными вопросами.
Беседы о книгах с детьми младшего школьного возраста заключаются в чтении с пояснениями, где главная цель – помочь воспринять содержание, понять главную мысль автора, обращая внимание на то, какими лексическими средствами она выражена. В процессе беседы задаются вопросы, которые побуждают детей выражать своё отношение к прочитанному: О чем книга? Она тебе понравилась? Почему? А почему книжка так называется? и т.д. Беседу после чтения лучше проводить не сразу, а когда улягутся первые впечатления, если только ребенок не захочет сам сразу поделиться своими переживаниями после прочитанного.
Как показало наше исследование, эффективными в коррекции эмоциональной сферы младших школьников, оказались такие упражнения как «Сказочная шкатулка» (выявление положительных черт личности, развитие коммуникативных навыков), «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.» (выработка положительной самооценки, коррекция детско-родительских отношений), «Закончи предложение» (осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим), «Превращения» (осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения), «Неоконченные предложения» (освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих) и др.
В ходе формирующего эксперимента с учащимися были также проведены профилактические занятия, которые были направленны на снятие агрессивных проявлений; создание положительного эмоционального фона; конструктивное взаимодействие; разработку положительной самооценки; сплочение группы, оптимизацию межличностных отношений: «Работа с карточками» (необходимо было рассмотреть карточки и определить в каком эмоциональном состоянии находится человек, изображенный на картинке), «Символическое изображение эмоций» (участникам раздались карточки с названием чувств и дети вспомнили ситуации, в которых они испытывали подобные чувства), чтение сказки М.А. Андрианова «Как доброжелательность и дружелюбие злость и силу побеждали» и т.п.
Подводя итог сказанному выше, можно заключить, что библиотерапия представляет собой один из эффективных методов коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Как показало наше исследование, для успешной коррекционной работы необходимо соблюдение следующих условий:
- добровольность участия;
- учет нужд, проблем и предпочтений учащихся;
- адекватность терапевтических средств физическим и психическим возможностям школьников;
- соответствие уровня и темпа библиотерапевтических занятий физическим и психическим возможностям учеников;
- человек, применяющий библиотерапию, должен обладать литературной компетентностью.
Литература
-
Кондратенко, А.В. Пограничные нервно-психические расстройства у учащихся старших классов общеобразовательных учреждений (клиника, динамика, превенция): дис. канд. мед. наук. / А.В. Кондратенко. – Томск, 2008. – 160 с.
-
Карпицкая, Н.В.Формирование здорового образа в повседневной жизни детей младшего школьного возраста / Н.В. Карпицкая. – Ленино, 2010. – 56 с.
-
Википедия: Режим доступа. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychotherapeutic/40/БИБЛИОТЕРАПИЯ.
-
Библиотерапия как новое направление в работе детских библиотек: методические рекомендации / составитель: И.А. Иванова. – Тара, 2011 г. – 18 с.
-
Трофимова, Р.А. Библиотерапевтическая информация и проблема оптимизации её использования. – Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2000/2s/2s_p34.htm.
-
Лекарство для души»: применение библиотерапии в библиотеке: Метод. рекомендации / сост. Аверьянова Н.В. – Тамбов, 2004. – 24 с.