Речь – это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам. Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, т. е. понимания речи[1].
Развитие речи у ребёнка проходит в несколько этапов:
- подготовление словесной речи – этот период длится до конца первого года;
- первоначальное овладения языком и формирования расчленённой звуковой речи – этот этап протекает достаточно быстро, заканчивается к трём годам;
- период развития языка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов – дошкольный период от трёх до семи лет;
- период овладения ребёнком письменной речи и систематическим обучением языку в школе [2].
Чем же отличается развитие речи мальчиков от развития речи девочек?
В 1968 г. Р. Столлер впервые обозначил различие понятий «пол» и «гендер». Пол – это биологический статус личности, а гендер –социально-психологический статус, формирование которого находится под воздействием разнообразных социокультурных факторов. Гендер – это достигаемый статус, а не заданный от рождения, и он конструируется социально-культурными, психологическими и другими средствами. Цельюгендерного подхода в педагогике является гендерное воспитание человека культуры, гражданина, нравственной личности, способного к максимальной самореализации и раскрытию своих способностей.
Речь у мальчиков и девочек появляется и развивается также по специфическим гендерным особенностям. Речь девочек более четкая, у них чистое произношение, а также раньше появляются предложения. Одно из главных условий развития человека и личности – своевременное овладение речью [3].
Уже с детского возраста девочки превосходят мальчиков в развитии речевых функций. К двум годам словарный запас девочек свыше трехсот слов, у мальчиков такой словарный запас формируется в среднем на четыре месяца позднее. Далее речь девочек по грамматическому строю и словарному запасу богаче, они использует в речи большое количество глаголов, местоимений и предлогов. Навыки чтения у девочек формируются раньше.
У девочек лучше развит вербальный интеллект и раньше формируется речь. У мальчиков более развиты особенности связанные с пониманием пространственных соотношений, а именно математические и зрительно-пространственные способности.
Большое значение имеет формирование полушарий у мальчиков и девочек. Мальчикам сложнее сопоставить информацию, обрабатываемую левым и правым полушарием в отдельности т.к. левое и правое полушария избирательно включаются в мыслительные процессы. Мозолистое тело у мальчиков развивается до восьми с половиной лет, у девочек до семи. Лобные области мозга, отвечающие за контроль поведения и за планирование деятельности, развиваются у мальчиков также позднее. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные (многоэтапные) поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность [4].
При усвоении родного языка у мальчиков в два раза чаще наблюдаются характерные расстройства в развитии языка и речи, например, темповые задержки речевого развития, которые характерны как при девиантном развитии речи, так и в норме [4].
Различия наблюдаются и в понимании речи у мальчиков и девочек: девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую, сдержанную. Для девочек важны чувства и эмоции, именно их они пытаются заметить в речи взрослых. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие»[5].
Традиционно развитию речи девочек родители уделяют большее внимание. Они больше разговаривают с дочерьми и больше используют эмоциональных обозначений, когда рассказывают что-то дочерям [6]. Речь девочек, в целом, развивается раньше и полнее, в отличие от речи мальчиков.
Как правило, речевое творчество девочек носит описательный характер и связано с эмоциональными переживаниями. В их речи преобладает аффективный компонент, что соответствует стереотипному представлению о большей экспрессивности женской речи. Девочки в большей степени склонны персонифицировать собственное речевое высказывание, придавать ему определённый личностный смысл и законченную грамматическую форму. Мальчики, напротив, стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали. В речевых высказываниях мальчиков преобладает мыслительный и когнитивный компоненты, что соответствует гендерным стереотипам о выраженной инструментальности и низкой эмоциональности мужской речи [6].
Речевое поведение мальчиков в большей степени носит реактивный характер и детерминировано речевыми актами взрослого. В тоже время, они стремятся высказывать своё мнение, идеи, готовы спорить. Мальчики больше обращают внимания на смысловую сторону поведения, нежели девочки. Для девочек характерно более эмоциональное восприятие социальных ситуаций [7].
Практические действия мальчиков, как правило, не включают активного речевого компонента, что отражает стереотипные представления о мужских видах деятельности как преимущественно невербальных. Важным моментом в практических действиях девочек является представленность активного вербального компонента.
Таким образом, у мальчиков и девочек разные гендерные схемы речевого развития. Это, в свою очередь, обусловливает значимые различия в стилях общения: мальчики – активны, напористы, инициативны; девочки – послушны, уступчивы, разговорчивы. С целью расширения коммуникативного и социального опыта мальчиков и девочек используются педагогические ситуации, создающие условия для равновозможной реализации каждым ребёнком независимо от пола своей индивидуальности. В структуру данных ситуаций включены когнитивный, личностно-мотивационный и эмоционально-оценочный компоненты.
Учитывая речевые особенности мальчиков и девочек, считаем необходимым подчеркнуть, что действенным в работе по развитию речи будет являться применение принципа взаимодополнения свободных речевых высказываний детей: повышение коэффициента использования эмоциональных опор и признаков у мальчиков; логических признаков – у девочек.
Литература
-
Попова, Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности / Л. В. Попова. – М., 1996.
-
Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2001.
-
Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
-
Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
-
Бужигеева, М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М. Ю. Бужигеева // Педагогика. – М., 2002. – №8. – С. 29–35.
-
Адасько, О.В. Развитие словаря у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста / О.В. Адасько // Альтернант – 2014: мат-лы конф. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://conf.grsu.by/alternant2014/2014/04/18/1417/
-
Красоткина. И. Одинаково ли думают мальчики и девочки / И. Красоткина // Дошкольное воспитание. – 2003.– №12. – С. 44–52.