Дошкольное детство выступает важным периодом для гендерной социализации ребенка. Половая принадлежность во многом определяет поведение человека уже с самого раннего возраста, поэтому изучение гендерных представлений приобретает все большую актуальность. Однако теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время разрабатываемые вопросы гендерного воспитания нередко ограничены физиологическими, медицинскими, социальными аспектами, педагогический же аспект почти не учитывается. Относительно детей дошкольного возраста обозначенная проблема в своем решении носит единичный характер (И.С. Клецина, Е.А. Конышева, Т.А. Репина, Л.В. Штылева).
Подчеркнем, что следует различать смысловое значение понятий «пол» и «гендер»: «гендер» обозначает некое социальное отношение, а не биологический пол. С помощью понятия «гендер» мы уходим от чисто биологической характеристики пола, указывая на то, что существуют мужские и женские социальные роли, успешное овладение которыми обеспечит «гармоничное» вхождение в социум. Мы придерживаемся мнения, что понятие «гендер» подчеркивает социокультурное происхождение различий мужчин и женщин.
Гендерные представления рассматриваются как вторичные обобщенные психические образования, отражающие в сознании ребенка элементы системы полоролевого поведения людей в общественной и частной жизни [1, с. 139]. Гендерные представления являются категорией входят в состав когнитивного компонента нравственной сферы личности дошкольника, выполняя эмоционально-оценочную и регулятивную функции.
Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что лишь от 20 до 25 % обследованных старших дошкольников проявляют высокий уровень гендерных представлений, 50 % – средний уровень, и примерно от 25 до 30 % – низкий уровень.
Одним из средств эффективного формирования гендерных представлений дошкольника является народная сказка. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.
Мы изучили содержание большого ряда русских народных сказок и пришли к заключению, что в гендерно-формирующем отношении все сказки можно условно разделить на три группы: «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж; «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола; «смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации.
В нашем исследовании мы сконструировали модель формирования гендерных представлений старших дошкольников с использованием народных сказок, доказав ее эффективность на практике. Разработанная нами теоретическая модель позволяет педагогу содержательно и методически грамотно построить работу с детьми. Модель представлена тремя компонентами: концептуальным, технологическим и результативным.
Концептуальный компонент включает цель – обеспечить сформированность гендерных представлений у старших дошкольников, и задачи: формирование представлений о проявлении мужских и женских черт в поведении; формирование спектра вербальных и невербальных средств отображения моделей поведения, характерных представителям того или иного пола; формирование позитивного отношения к герою сказки, представляющему с ребенком один и тот же пол как основы для самоприятия своего пола; формирование представлений о способах гендерного поведения.
Технологический компонент определяет последовательность работы по формированию гендерных представлений у старших дошкольников на основе использования педагогического потенциала народных сказок и включает 3 этапа: познавательно-мотивационный, эмоционально-оценочный, деятельностный.
На познавательно-мотивационном этапе работы с народными сказками большое внимание следует уделить приобретению детьми базисных знаний о нравственности через сказки, а также формированию у детей интереса к нравственным проблемам и личностное отношение к данной литературе. В сказках дети черпают первые представления о справедливости, чести, достоинстве, преданности и т.д. Сказка настраивает ребёнка на сопереживание, сочувствие, сострадание, ребёнок мысленно проходит с героем весь путь.
На эмоционально-оценочном этапе основное внимание педагога должно быть уделено формулированию детьми своего личностного отношения к гендерным категориям и адекватному гендерному поведению на доступном их возрасту уровне. Если на первом этапе дети получают базисные знания по проблеме, то на втором этапе дети должны иметь возможность реализовать свои знания в оценочных суждениях, выражающих отношение к правильным и неправильным поступкам и поведению.
На деятельностном этапе предусмотрено драматизированное изображение событий в сказке. Оно, прежде всего, способствует тому, чтобы ребёнок входил в круг воображаемых обстоятельств, стал мысленно содействовать героям произведения, эмоционально переживать новые для него чувства, отображать определённую модель гендерного поведения, характерную для какого-либо героя.
Результативный компонент модели определяет характеристики уровней сформированности гендерных представлений дошкольников: высокого, среднего и низкого.
В формирующем эксперименте по апробации описанной модели участвовали воспитанники старших групп одного из учреждений дошкольного образования г. Гродно (всего 40 детей, 22 девочки и 18 мальчиков).
Результаты апробации данной модели в практике работы дошкольного учреждения показали, что после проведения формирующего эксперимента от 55 % воспитанников экспериментальной группы демонстрируют высокий уровень сформированности гендерных представлений, 45% – средний, в то время как детей с низким уровнем в этой группе нет совсем. Гендерная идентичность старших дошкольников экспериментальной группы характеризуется преобладанием позитивного отношения детей к своей гендерной роли, как в настоящем, так и в будущем, расширении и уточнении их представлений о своем образе «Я-мальчик» или «Я-девочка», после эксперимента дети четко знают свой пол, называют его признаки (атрибутивные и поведенческие), имеют представления о социальных гендерных функциях в будущем (будет мамой, папой, строителем и пр.), могут называть признаки эталонных фемининных и маскулинных качеств мальчика и девочки, выстраивать половозрастную хронологию (от младенца до старика), стали осознавать необратимость своего пола, выражают позитивное отношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к полу и выполнению социально требуемых гендерных функций), проявляют желание быть хорошим мальчиком (девочкой), обнаруживают положительное отношение к представителям противоположного пола, проявляют большее постоянство «мужских» («женских») способов поведения в различных ситуациях.
В контрольной группе, при традиционной системе воспитания, на высоком уровне гендерные представления сформированы лишь у 25 % воспитанников, в то время как низкий уровень проявляет все еще 20 % детей.
Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют об эффективности модели формирования гендерных представлений дошкольников на основе народных сказок. Нами доказано, что народные сказки в силу имеющегося в них педагогического потенциала способны интенсифицировать процесс формирования у дошкольников гендерных представлений в специально организованной познавательной и игровой деятельности.
Литература
-
Касьянова, Н.С. Коллективные виды деятельности в формировании полоролевых представлений у детей старшего дошкольного возраста / Н.С. Касьянова // Вестник Университета Российской академии образования. – 2009. – № 3. – С. 138–140.