Детство – этап подготовки к будущей жизни. Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени «подготовки», то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенок. Между тем условия непрерывности образовательного процесса, связывающее дошкольные и школьные годы, отнюдь не в том, чтобы оценивать настоящее лишь с позиции будущего. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие взаимодействующие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.
Формирование личности ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте является неотъемлемой и очень важной стороной в структуре становления человека как биосоциального существа, обусловленного определёнными идейно-политическими, культурно-историческими и морально-устойчивыми нравами, взглядами и убеждениями.
Проблема психологической готовности ребёнка к школе приобретает особую актуальность в связи с задачами создания гуманистической системы воспитания. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного образования, – всестороннее развитие личности и подготовка детей к школе.
Л.И. Божович справедливо отмечает, что у ребёнка, поступившего в школу должны быть: определённый уровень развития познавательных процессов, готовность к изменению социальной позиции и статуса, желание учиться, внутренние этические инстанции, самооценка [1, с. 363]. Однако все эти показатели развиваются у дошкольников индивидуально, на что влияет множество факторов, одним из факторов, который будет рассмотрен нами, являются гендерные различия детей дошкольного возраста, которые будут сопоставлены с психологической готовностью ребенка к школе, его статусом и самооценкой.
Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами. Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Ребенок в этом возрасте начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит дальнейшее развитие компонента самосознания – самооценки. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Составными компонентами психологической готовности ребёнка к школе являются:
- мотивационная (личностная);
- интеллектуальная;
- эмоционально-волевая.
Для определения уровня психологической готовности нами был проведен ряд диагностик:
- Для изучения отношения к школе и исследования внутренней позиции дошкольника, выявления характера ориентации на школьно-учебную действительность – личностной готовности – была использована стандартная беседа с ребенком, разработанная Т.А. Нежновой и дополненная Н.В. Нижегородцевой системой балльных оценок;
- Для исследования эмоциональной готовности использовалась методика определения эмоционального отношения к школе;
- Для исследования эмоционально-волевой готовности была использована методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконина)
Для определения статуса дошкольников был использован тест «Два домика», а для определения самооценки – методика «Лесенка».
Данные приведены в таблице 1.
Таблица 1. – Соотношение показателей психологической готовности, статуса, самооценки и пола дошкольников
Инициалы | Общий уровень психологической готовности | Социометрический статус | Самооценка | Пол ребенка |
А.М. | низкий | отвергаемый | адекватная | мужской |
А.Д. | средний | пренебрегаемый | адекватная | женский |
Б.Н. | низкий | лидер | адекватная | женский |
В.Л. | средний | пренебрегаемый | завышенная | женский |
В.А. | высокий | предпочитаемый | завышенная | мужской |
Г.Р. | низкий | пренебрегаемый | завышенная | мужской |
Д.А. | средний | предпочитаемый | завышенная | женский |
К.Д. | средний | предпочитаемый | адекватная | женский |
Л.С. | низкий | отвергаемый | завышенная | женский |
Л.Я. | средний | пренебрегаемый | адекватная | мужской |
М.Ж. | высокий | отвергаемый | адекватная | мужской |
М.О. | средний | отвергаемый | адекватная | мужской |
Н.К. | высокий | лидер | завышенная | женский |
О.А. | низкий | предпочитаемый | адекватная | мужской |
О.И. | высокий | пренебрегаемый | завышенная | женский |
П.Т. | низкий | пренебрегаемый | адекватная | мужской |
П.П. | средний | пренебрегаемый | завышенная | женский |
Р.Л. | средний | лидер | адекватная | женский |
С.А. | низкий | пренебрегаемый | адекватная | мужской |
С.М. | высокий | предпочитаемый | завышенная | женский |
Ф.М. | средний | пренебрегаемый | завышенная | мужской |
Х.А. | низкий | пренебрегаемый | адекватная | мужской |
Ю.Д. | высокий | предпочитаемый | адекватная | женский |
Ю.Э. | средний | пренебрегаемый | адекватная | мужской |
Я.Б. | средний | пренебрегаемый | адекватная | женский |
Дети в среде своих сверстников имеют значительные отличия в процессе подготовки их к обучению в школе и подразделяются на две подгруппы, на течение данного процесса оказывают влияние гендерные особенности развития ребенка. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. У девочек сильнее развито непроизвольное внимание, их больше привлекает конкретная наглядность. Они легче поддаются внушению, быстрее приспосабливаются к новой обстановке, чувствуют себя увереннее в необычных условиях [2].
Качественно процессы восприятия, мышления, памяти у детей разного пола тоже различаются достаточно сильно. Девочки при решении пространственных задач используют речевые опоры, а при решении речевых, логических – образные и эмоциональные. Мальчикам пространственные задачи легче решать чисто пространственными способами (мысленный поворот, наложение и так далее) [2].
Из полученных данных мы видим, что девочки показывают лучший уровень общей психологической готовности к обучению в школе; 4 ребенка из 13, когда у мальчиков – только 2 из 12. Средний уровень психологической готовности к школе показало 7 девочек и 4 мальчика, а вот низкий только у 2 девочек и 6 мальчиков. Данные подтверждают, что девочки более усидчивы и внимательны, им проще запоминать новый материал и в последующем его воспроизводить, когда мальчики более рассеяны, им сложнее применить материал на практике, в незнакомых ситуациях.
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки больше общаются с матерью, сильнее привязаны к дому. Они, как правило, прилежнее и исполнительнее, по сравнению с мальчиками, более аккуратны, бережливы, добросовестны. Им в большей мере свойственна склонность проявлять заботу о других, ухаживать, а также поучать, критиковать. Повышенная эмоциональность представительниц женского пола нередко является причиной их недостаточной объективности. Восприимчивость женской психики выше, чем мужской, девочки более обидчивы, самолюбивы, они острее реагируют как на поощрения, так и на порицания. Представители мужского пола обладают большей физической силой, по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие [3].
Рассмотрев социальные отношения в группе сверстников, мы получили следующие показатели: позицию лидеров в группе занимают только девочки 3 ребенка из 13, что связано с их внешним видом, умением общаться, строить ход игры. Позицию предпочитаемых в группе занимают 4 девочки и 2 мальчика. К пренебрегаемым относятся 5 девочек и 7 мальчиков, что аргументируется неумением делиться игрушками или их отсутствием, постоянными спорами, возникающими в ходе игры. К отвергаемым принадлежат 1 девочка и 3 мальчика из группы сверстников.
Самооценка – ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Наблюдения и беседы с ними показали, что эти дети чувствуют себя в группе уверенно, смело, активно проявляют свои интересы, способны ставить перед собой более высокие цели.
Так, например, они являются «заводилами» в игре, с удовольствием берутся за поручения воспитателя. Однако, как показывает практика, существует опасность, что чрезмерно завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия и росту агрессивности. Такую самооценку в группе показали 10 детей. 15 детей из 25 показали адекватную самооценку, это означает, что они реально оценивают себя, свои способности, поступки.
Если соотнести половую принадлежность детей данной группы и их самооценку, то мы получили следующие результаты: завышенная самооценка присутствует у 3 мальчиков и 7 девочек, дети с адекватной самооценкой — 9 мальчиков и 6 девочек.
Девочкам свойственна завышенная самооценка, т.к. они любят похвастаться, показать свое преимущество перед другими детьми, им необходимо иметь частый эмоциональный контакт со взрослыми, получая от них оценку своему поведению и поступкам. Мальчики же, наоборот, чаще доказывают свою самостоятельность, реже идут на эмоциональный контакт со взрослыми.
В результате соотношения гендерных особенностей с показателями психологической готовности проявляется взаимосвязь формирования всех психических процессов в соответствии с полом ребенка, что отражается на успешности становления компонентов психологической готовности у детей дошкольного возраста.
Уровень психологической готовности к школьному обучению, самооценка и социометрический статус, а также успешность тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Дети с высоким уровнем психологической готовности к обучению в школе склонны адекватно оценивать себя, либо завышать свою самооценку. Эти дети занимают в группе статус лидеров или предпочитаемых (в большинстве случаев). Дети со средним уровнем психологической готовности оценивают себя адекватно, занимают чаще всего статус предпочитаемых, пренебрегаемых и отвергаемых. Дети с низким уровнем психологической готовности к обучению в школе имеют адекватную, а в некоторых случаях неадекватную самооценку, чаще всего занимают в группе статус пренебрегаемых.
Адекватная оценка в большей мере характерна для детей со средним уровнем психологической готовности к школе. Тогда как при высоком и низком уровне психологической готовности соотношение адекватной и неадекватной самооценки равно.
Литература
-
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте / Л.И. Божович. – Москва, 1968. – 447 с.
-
Клецина, И.С. Теоретические проблемы гендерной психологии / И.С. Клецина // Мир психологии. – 2001. — № 4. – С. 163.
-
Симонов, В.П. Учет гендерных различий в образовательном процессе / В.П. Симонов // Педагогика. – № 4. – 2005. – С. 40–43.