Гендерные отношения пронизывают все сферы социального бытия. При этом они способны изменяться в соответствии с потребностями конкретного общественного строя. Любая социальная трансформация или инновация существенно отражается на гендерных отношениях, на осуществлении гендерной социализации.
Цивилизация создала целую систему поведенческих предписаний, образцов, моделей поведения (от одежды до социальных видов деятельности), которые применимы как к сильному и как к слабому полу («маскулинный» и «феминный» тип). За мужчиной традиционно закрепилось право на «внешнюю» деятельность, на освоение мира и господство над ним, а значит — на роль субъекта истории, а за женщиной — право на рождение и воспитание детей, на обустройство дома, быта, то есть на жизнь в сфере «частной» [1, с. 6].
По нашему мнению, гендерный баланс представляет собой равноправное участие женщин и мужчин во всех областях и процессах принятия решений на всех уровнях, уничтожение сексизма как системы установок, оправдывающей социальное неравенство женщины ее «природной неполноценностью», дискриминацию по признаку пола. ООН считает гендерный баланс основой для достижения равенства, развития и мира. Для достижения этого в области сельскохозяйственного и сельского развития, соответствующие меры должны принимать сельские общины, правительства и международные агентства в области развития. На местном уровне гендерный баланс означает представительство мужчин и женщин в органах, принимающих решения, включая органы управления, занимающиеся вопросами управления коммунальными объектами и инфраструктурой.
Выдвижение гендерных проблем на передний план представляет собой получившую на глобальном уровне признание стратегию достижения гендерного равенства – полной справедливости в распределении общественных благ и социальной ответственности между мужчинами и женщинами. Цель политики, направленной на достижение гендерного равноправия и равенства — установление гармоничных отношений, партнерства между мужчинами и женщинами и создание условий для полной реализации потенциала женщин.
С древних времён мужчины обладали большими правами и возможностями, тем самым ущемляли в правах женщин. Однако в настоящее время ситуация коренным образом меняется: мир стремится к гендерному равенству, подразумевающему достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других правовых отношениях. По мнению некоторых исследователей, равенство полов (гендеров) является следующей ступенью социо-половых отношений после патриархальной системы [2]. Равенство полов, как принцип, состоит в том, чтобы изучить и устранить все социальные барьеры, мешающие человеку проявиться как личности, а также создать равные социальные возможности для реализации личности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности в зависимости от предпочтений автономной личности. Организация Объединенных Наций, задача которой положить конец бедности в мире, утверждает, что эта «цель непосредственно связана с правами женщин, и что общества, где женщины не обладают равными с мужчинами правами и возможностями, никогда не смогут достичь устойчивого развития». Таким образом, продвижение равенства мужчин и женщин воспринимается как призыв к большему экономическому процветанию.
Эффективность социальной работы зависит от того, насколько она отражает интересы того или иного гендерного сообщества. Социальные работники могут оказаться под влиянием гендерных стереотипов и исходить из «природного» предназначения мужчин и женщин.
Сложность социальной работы с женщинами связана также и с тем, что эта категория социально неоднородна, различается по возрасту, статусу, классовой, этнической принадлежности. Поэтому недопустимо организовывать социальную работу с женщинами по принципам «все люди – братья», «все женщины – сестры» [1, c. 44-45]. Необходим не просто индивидуальный подход в разрешении проблем клиента, но также учет территориальной, культурной, стратификационной, групповой и прочих компонент, оказывающих влияние на формирование проблемы и самой личности женщины.
Социальная работа с женщинами должна вестись в соответствии с кодексом практики, центрированной на женщинах. Первое и самое главное в работе с женщинами – это ценить женщин и любить их, включая себя. Фундаментальная предпосылка – верить женщине, понимать ее и проблемы, с которыми она приходит. Партнерство является сегодня частью профессионализма в социальной работе, однако женщины, которые пользуются социальными услугами, часто не рассматриваются как целостные, уникальные личности, только как исполнители социальных ролей, ответственные за других, потребители услуг или домохозяйки.
Таким образом, социальная работа с женщинами должна быть и гендерно ориентированной, и гендерно равноправной.
Литература
1. Кавинкина, И. Н. Гендерология : пособие / И. Н. Кавинкина. – Гродно: ГрГУ, 2015. – 51 с.
2. Калабихина И. Е. Краткий понятийный словарь по гендерным исследованиям / И. Е. Калабихина // Социальный пол: экономическое и демографическое поведение. – М., 1998.