При переходе начальной школы на ФГОС приоритетным направлением становится реализация развивающего потенциала образования, обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД). Теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что универсальные учебные действия означают умение учиться. УУД открывают возможность для широкой ориентации детей младшего школьного возраста не только в различных предметных областях, но и осознание ее целевой направленности. Поэтому, можно сделать вывод о том, что необходимо полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности. Они включают в себя познавательные и учебные мотивы, учебные цели и задачи, а так же учебные действия и операции.
В литературе обычно делят на четыре группы УУД:
– личностные, в результате которых ребенок младшего школьного возраста должен научиться делать свой выбор и отвечать за него;
– регулятивные, в результатом которых служит умение организовывать свою деятельность;
– познавательные, результатом которых служит умение мыслить и работать с информацией;
– коммуникативные, результатом которых служит умение общаться и взаимодействовать с людьми [1, c. 152].
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя такие группы как общеучебные универсальные действия, логические учебные действия а также постановка и решение проблемы [2]. В данной публикации рассмотрим возможности математики начальной школы для формирования таких общеучебных универсальных действий, как:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• моделирование.
Игра является одним из средств в усвоении знаний, развитии и воспитании детей младшего школьного возраста. Она может быть применена в рамках различных методов обучения. Чтобы правильно организовать игру, необходимо определить ее цель, порядок проведения, используемое оборудование, инструкции для участников или описание ситуации, механизм оценивания выполненной работы.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Каджаспировой, игра определяется как один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей [3, с. 57].
Игры на уроках математики помают достичь поставленных образовательных целей. Общеучебные универсальные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Моделирование осуществляется в рамках практически всех учебных предметов начальной школы. Для математики это действие представляется наиболее важным, так как создаёт инструментарий для развития у детей действий: кодирования; декодирования; использования наглядных моделей, отражающих пространственные отношения между предметами или их частями; самостоятельного построения схем, моделей. Можно использовать такие игры:
– «Продолжи ряд» (помогает закрепить знания о геометрических фигура);
– «Найди лишнее» (учит находить сходства и отличия между фигурами);
– «Убери лишнюю фигуру» (учит вычленения существенных и несущественных признаков геометрических фигур, например прямоугольника).
Также применяются игры на анализ и выбор моделей:
– «Заполни пустые клетки» (учит заполнять таблицу числами либо символами в соответствии с заданием);
– «Продолжи ряд» (учит преобразовывать символьную модель в числовое выражение).
Формирование общеучебного действия как постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решения проблемы творческого и поискового характера включает в себя множество простейших операций и приемов, таких как простейшие перцетивные умения, которые включают в себя операции измерения и соизмерения; мыслительные умения (анализ и сравнение); имажинативные умения (перекодировка, достраивание, схематизация, акцентирование) [4]. Наиболее важным выступает умение осознавать проблемы, которое в младшем школьном возрасте сводится к имению выявлять противоречие. Для формирования данного действия можно применять такие игры как «Магазин», которая познакомит ребенка со старинными мерами длина. Ребята выступят в роли продавцов, и познакомятся с пядью на практике.
Формирование такого общеучебного универсального действия как самостоятельное выделение и формулирование цели помогает детям четко представлять, какими навыками и знаниями необходимо овладеть, чтобы выполнить новое задание. Можно использовать игры, направленные на планирование, ведь именно они помогают детям младшего школьного возраста планировать свою деятельность для достижения цели. Например, целесообразно использование такой игры как «Буратино». Учитель рассказывает детям историю о том, что Буратино получил ключик только после того, как выполнил задания черепахи Тортилы. А для того чтоб добраться до ключика нужно подняться по ступенькам. Каждая новая ступенька подразумевает правильно решенное уравнение.
Важное место среди общеучебных умений занимает умение работать с информацией, проводить ее анализ. Поэтому в математике много заданий, направленных на формирование таких умений как поиск и выделение необходимой информации и выбор наиболее эффективного способа решения задачи в зависимости от конкретных условий. Эти учебные действия формируются на этапе получения и систематизации новых знаний. На этом этапе учащиеся обобщают, классифицируют математические объекты, исследуют структурный состав числа, геометрические фигуры, прогнозируют результаты вычислений, используют различные приемы проверки. Овладев этими приемами учащиеся смогут самостоятельно ориентироваться в системе знаний, использовать полученные знания для решения практических задач. Поиск и выделение необходимой информации включает в себя умения находить сходства, различия, находить необходимые факты, выявлять закономерности, которые основаны на упорядочивании и классификации математических объектов. Ученик должен уметь проводить анализ и преобразование информации, а именно использовать при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания [4]. Можно предложить такую игру как «Шкатулки». Детям дается три цветные шкатулки с надписями (нитки, иголки, тесьма) и сообщается что все надписи не верные. Но говорится что в желтой шкатулке точно не нитки. Для того чтобы отгадать, где что лежит, дети должны выделить из текста существенную для них информацию и выполнить ряд рассуждений. Для формирования такого общеучебного универсального действия, как выбор наиболее эффективного способа решения задачи в зависимости от конкретных условий, можно предложить игру «Зажги олимпийский огонь» при закреплении знаний по теме прибавлении числа к сумме. Двое ребят у доски решают разными способами, и тот, кто решил более простым способом рисует огонек, подтверждая, что этот способ решения выражения самый удобный.
Для доказательства успешности применения игр на уроках математики были проведена проверка эффективности с элементами опытно-экспериментальной работы, в которой приняли два класса. Диагностика состояла из 6 заданий, направленных на выявление уровня сформированности общеучебных универсальных действий. Контрольный эксперимент показал эффективность проведенной с учениками экспериментального класса работы. Использование игр на уроках математики в начальной школе способствует формированию общеучебных универсальных действий.
Литература
-
Асмолов, А.Г. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения [Текст] / А.Г. Асмолов / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига, 2010. – 184 с.
-
Середа, Т.Ю. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики / Т.Ю. Середа // Вестн. МГОУ. Сер. Педагогика. – 2013. – № 4. – С. 43–51 ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://www.vestnik–mgou.ru/Articles/Doc/6270 (дата обращения: 8.02.2015).
-
Каджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике [Текст] : учебное пособие для вузов / Г. М. Каджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. − М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д : Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
-
Ефимов, В.Ф., Проблема формирования компетентностей в учебно-воспитательном процессе начальной школы / В.Ф Ефимов, Р.Г. Измайлова // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 11 . – С. 40-43 [Электронный ресурс]. – URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7981697 (дата обращения: 06.02.2015)