Толочко М.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного чтения от класса к классу.
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживать за него. Чтение включает в себя четыре основных качества: правильность, беглость, выразительность и осознанность. В статье проанализируем совершенствование навыка выразительного чтения у младших школьников.
Современная методика литературного чтения направлена на поиски решения проблемы совершенствования навыка чтения, в том числе критерия выразительности. В процессе обучения в начальной школе формируется языковая личность младшего школьника. Учитель начальных классов раскрывает младшим школьникам богатство и красоту русского языка. На уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения передавать свои мысли и чувства выразительно. С этой целью на уроках литературного чтения необходимо организовать прослушивание произведений русской литературы в актерском чтении. Выразительное чтение художественного произведения учителем вслух помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие[7, с. 209].
О.В. Кубасова считает, что «выразительное чтение — это умение использовать основные средства выразительности для отражения в чтении своего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему, стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донести все это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которым читающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своего чтения»[6, с. 191]. Выразительное чтение рассматривается как следствие и важный показатель сознательности чтения и отвечает следующим требованиям: 1) достаточная громкость, четкость и правильность произношения; 2) ясная передача мыслей автора (правильная расстановка пауз и ударений); 3) выявление в чтении чувств и настроений, содержащихся в тексте, основных черт характера, мотивов поведения и взаимоотношений героев произведения. Различие между выразительным чтением и профессиональным искусством художественного чтения заключается в степени глубины, полноты и яркости передачи содержания и художественных особенностей читаемого произведения [6, с. 206].
Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи — дикцией, дыханием, орфоэпически правильным произношением [4, с.27].
Процесс выразительного чтения включает в себя две стороны: техническую и смысловую. В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика (увеличение) скорости чтения, правильность чтения. Смысловая включает выразительность и понимание (сознательность). Техническая сторона подчиняется и обслуживает первую. Но, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать для достижения навыка в этом процессе, т. е. умения, доведенного до автоматизма.
Для формирования у младших школьников навыка выразительного чтения является важным отработка речевого дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает:
  • нормальное функционирование голосового аппарата;
  • предохраняет голосовой аппарат от переутомления;
  • способствует сохранению плавности речи;
  • способствует правильному использованию интонационных средств выразительности;
  • способствует правильному соблюдение пауз.
Для совершенствования выразительного чтения так же необходимо развитие артикуляционного аппарата. Для этого целесообразно использовать чистоговорки, скороговорки, пословицы и поговорки. Чтение скороговорок и чистоговорок способствует увеличению подвижности речевого аппарата, помогает развитию дикционных умений. Чистоговорки сначала предлагает детям учитель, а затем можно дать задание самим придумать чистоговорки. Загадки, пословицы, над которыми работают в классе – все это материал для формирования дикции и интонации.
 На уроках систематически используют упражнения на формирование умений ставить логические паузы. При чтении предложений с обращением школьники зачастую не соблюдают знаков препинания (запятая или восклицательный знак), и, как следствие, не могут интонацией выделить обращение. Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в психологическую. Логической паузе «отведено более или менее определенное, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую» [3, с. 39]. Психологическая пауза – выразительное средство при чтении произведения. По выражению К.С. Станиславского, «красноречивое молчание» и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения». «Все они (паузы) умеют досказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный» [3, с. 40].
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно делать логические ударения. Для того чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.
 Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», – говорят психологии [5, с. 55]. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», – утверждают мастера художественного слова [1, с. 121]. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т. д., выражает чувства, мысли, состояния говорящего – так оценивают роль интонации филологи [2, с. 192].
Голос имеет следующие свойства: силу, высоту, длительность (темп), полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности. Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силыголоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия. Тембр это специфическая (сверхсегментная) окраска речи, придающая ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Тембр рассматривается как очень важное, но дополнительное средство обогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее. У каждого человека есть свои особенности звучания речи, связанные с устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже не видя человека, можно узнать, что говорит именно он. Тембр окрашивает все произведение, наделяя его бесконечно разнообразными оттенками [2, с. 153].
Особым средством выразительности является жест. Это также дополнительное средство выразительности речи, всецело подчиненное ей. Умелый отбор определенных жестов помогает чтецу раскрыть существенные стороны изображаемой в рассказе жизни. Вместе с тем чтецу и рассказчику нужен такой жест, который не дублировал бы речь, не конкурировал бы с ней, а вытекал из содержания, обусловливался им.
Таким образом, для совершенствования навыка выразительного чтения необходимо работать над всеми интонационными средствами, ведь они являются составляющими выразительного чтения. Элементы интонации по их совокупной роли в устной речи должны рассматриваться как нераздельное целое. Однако для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяя основные компоненты интонации, говорить о каждом из них отдельно.
Выразительное чтение – одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами, а также уловить суть и смысл прочитанного текста. Формировать навык выразительного чтения у младших школьников – это значит учить выражать в живом слове чувства и мысли, которыми насыщено как художественное произведение, так и читательское восприятие.
Умение говорить выразительно, эмоционально, грамотно и полно является залогом успешного обучения младших школьников в дальнейшем, а также играет большую роль в процессе межличностного общения в жизни.
Литература
  1. Артоболевский, В.Г. Художественное чтение / В.Г. Артоболевский. – М. Просвещение, 1978
  2. Артоболевский, Г.В. Художественное чтение / В.Г. Артоболевский. – М.: Просвещение, 1978.
  3. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников / Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение, 1981.
  4. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Интор, 1996.
  5. Кубасова, О.В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / О.В. Кубасова. – М.: Дело, 2001.
  6. Педагогическая энциклопедия/ Гл. ред. А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. – М.: изд. ‘Советская Энциклопедия’, 1964.
  7. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. — С. 70.
Запись опубликована в рубрике Педагогические идеи 21 века. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий