Всеми исследователями признается важность формирования лидерских качеств личности, в том числе начиная с дошкольного детства, но проблема своеобразия способов их становления актуализируется лишь в единичных исследованиях ученых. Недостаточно пока изучена возможность формирования лидерства детей как совокупности личностных черт в образовательном процессе и в процессе освоения ими окружающего мира [1].
В ходе анализа работ ученых-педагогов и психологов и пришли к следующим заключениям. Во-первых, несмотря на разнообразные позиции ученых, общим для всех является то, что лидерство признается личностной принадлежностью, включающей в себя активность, инициативность, целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, социальное творчество. Во-вторых, лидерские качества применительно к дошкольному возрасту включают в себя базовые характеристики: активность, инициативность и самостоятельность, коммуникабельность, организаторские способности, адекватную высокую самооценку.
Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что лишь от 18 до 20 % дошкольников проявляют высокий уровень лидерских качеств, от 55 до 62 % – средний уровень, и примерно от 18 до 25 % – низкий уровень сформированности лидерских качеств.
Изучив специальную литературу, мы определили, что исследовательская деятельность детерминирует формирование лидерских качеств дошкольника, предполагая значительное физическое и социальное включение ребенка в работу и в группу сверстников, необходимость самостоятельно принимать решения, возлагая на себя ответственность за деятельность группы, наращивать уверенность в себе через способность мыслить прогностически.
Однако мы решили изучить на практике, как часто педагоги УДО используют исследовательскую деятельность детей. Было опрошено 12 воспитателей УДО, работающих со старшими дошкольниками.
Оказалось, что в педагогической работе с дошкольниками организуют экспериментально-исследовательскую деятельность часто, почти на каждом занятии, только 3 человека, или 25 % опрошенных педагогов; иногда – 7 человек, или 58 %; почти не используют – 2 человека, что составляет 17 %.
Среди причин недостаточного применения исследовательской деятельности в педагогическом процессе УДО воспитателями указаны следующие:
1) затрудняюсь в методике организации и проведения –42 %,
2) отсутствие необходимого оборудования –100 %,
3) отсутствие (недостаточность) методической литературы –100 %.
Для решения заявленной проблемы мы решили сконструировать и экспериментально апробировать методику формирования у дошкольников лидерских качеств посредством исследовательской деятельности.
Предлагаемая нами методика формирования у дошкольников лидерских качеств посредством исследовательской деятельности включает три этапа:
1) стимулирование активности дошкольников в исследовательской деятельности и стремления к положительному доминированию;
2) обогащение дошкольников знанием правил планирования, организации и выполнения исследовательской деятельности в условиях сотрудничества;
3) овладение дошкольниками рациональными способами и приемами планирования, организации и выполнения исследовательских заданий в условиях сотрудничества.
Экспериментальная проверка разработанной методики показала ее эффективность в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В эксперименте были задействованы две группы старших дошкольников (контрольная и экспериментальная). В результате проведения формирующего эксперимента количество детей с высоким уровнем сформированности лидерских качеств в экспериментальной группе повысилось с 20 % до 45 %, а количество детей с низким уровнем понизилось с 25 % до 0 %. В то же время показатели сформированности лидерских качеств у детей в контрольной группе не изменились. В этой группе средний уровень формирования лидерских качеств демонстрируют 10 человек (62,4 %), с высоким уровнем – 3 человека (18,8 %), с низким уровнем – 3 человека (18,8 %).
Наиболее значительные позитивные изменения произошли у детей экспериментальной группы в проявлении инициативы и исполнительности. В процессе исследования окружающего мира детям экспериментальной группы приходилось очень много общаться между собой: высказывать и доказывать свое мнение, слушать и оценивать точку зрения других, спорить, разрешать противоречия во взглядах, коллективно принимать решения и т.п. В целом, можно отметить, что обогатилось и усложнилось содержание общения детей, его направленность на сверстников и взрослых стала соответствовать нравственным нормам. Изменилась речь детей, ее содержание, диалогичность и эмоциональность. У большинства детей возникла потребность во взаимопонимании и сопереживании. Дети стали более сензитивны к чужим переживаниям, успехам и неудачам.
Так как детям была предоставлена большая свобода действий и количество указаний и замечаний со стороны педагога сведено до минимума, то у ребят постоянно возникала потребность в самостоятельных действиях, в самостоятельных суждениях, в самоконтроле и самооценке. Дети стали значительно реже обращаться за помощью, стали испытывать большое эмоциональное удовлетворение от собственных самостоятельных действий, приводящих к успеху. Существенно повысилась потребность детей в самоутверждении, самоактуализации. Дети стали не только проявлять свою инициативу, но и научились поддерживать инициативу сверстников. Изменилось не только количество, но и качество инициатив. Инициатива-помощь, инициатива с целью улучшения совместной деятельности, инициатива-познавательные вопросы стали преобладать над инициативой-критикой или инициативой-предложением себя в качестве исполнителя деятельности.
Таким образом, целенаправленная педагогическая работа по формированию у детей лидерских качеств посредством исследовательской деятельности позволяет значительно увеличить долю воспитанников, демонстрирующих достаточный уровень лидерских личностных характеристик.
Литературы
-
Колтунова, И.Р. Феномен лидерства в системе образования: теоретико-методологический анализ / И.Р. Колтунова // Образование в период детства: XXI век. – Екатеринбург, 2000. – С. 56–78.