Развитие дошкольного образования в РБ на современном этапе определяется гибкостью и скоростью реагирования на запросы общества. Процесс обновления напрямую связан с развитием инноваций, проектирования [1, с. 44], внедрения в практику эффективных образовательных технологий. Складывающиеся в дошкольном возрасте приоритеты развития, их содержательное наполнение определяют стартовое развитие ребёнка и образования в целом. Ввиду этого, инновационная проектная деятельность дошкольных учреждений является импульсом и действенным фактором модернизации всей системы образования.
Анализ практики за последние 5 лет показывает, что на сегодняшний день отмечается тенденция увеличения числа старших дошкольников, не желающих идти в школу. Проведённые исследования последних лет [2, с. 24–26] подтверждают гипотезу о повышении уровня напряжённости, тревожности, снижение эмоционального потенциала, понижение самооценки а также изменение самой игровой субъкультуры детей. Одной из причин выступает — отсутствие у детей познавательного интереса. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость включения в содержание образования поисковой деятельности. А. Эйнштейн в начале 30-х годов XX века заметил: «…дети любят искать, сами находить. В этом их сила. …Мы часто перегружаем детей книгами [3, с. 163], впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя». Д.И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений мира взрослых и мира детей, пришёл к выводу: новые формы их со-деятельности, сотворчества позволяет найти источник не только эмоционально насыщенных переживаний, но и развития. Таким источником является проект, суть которого – свобода участников в выражении субъективного мнения [4, с. 72], в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы.
Важным направлением проектирования образовательного процесса в ДУ является выбор форм и методов организации различных видов детской деятельности, соответствие с целями и задачами разностороннего и личностного развития личности дошкольника.
Становление личности ребёнка – не просто возникновение определённых случайностей в его жизни, а закономерный процесс. Анализ полученных данных позволил нам сделать вывод о том, что воспитанники недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира [5, с. 14], слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы), анализировать, сравнивать, группировать. В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности, а также в рамках представляемого опыта мы использовали разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников.
Предложенный нами материал проектного моделирования программы при организации образовательного процесса в ДУ предусматривает самостоятельную деятельность воспитанников в условиях отсутствия классно-урочной системы, а также признание права за каждым ребёнком своего темпа работы, своего способа овладения знаниями. Мы полагаем, что предложенная нами программа позволит всесторонне развить индивидуальность каждого воспитанника, способного самостоятельно действовать и творчески мыслить в любой ситуации.
Программа делится на две формы организации учебной деятельности: групповые занятия, а также свободно-самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с дидактическим материалом).
Программа групповых занятий составлена таким образом, чтобы максимально отойти от классно-урочной системы. После короткой фронтальной работы в виде презентации материала следует свободно-самостоятельная деятельность детей с представленным дидактическим материалом, упражнения на расслабление, релаксация, физкультурные минутки, творческие задания и др. Таким образом, обучение построено с учётом максимально возможной двигательной активности воспитанников и постоянной смены места работы во время занятия.
Свободно-самостоятельная деятельность вытекает из группового занятия, на котором закладывается материальный и понятийный фундамент и создаётся представление о том, как она должна быть организована. Во время самостоятельной деятельности педагог также организует рефлексивную деятельность детей, которая включает в себя психологические этюды и упражнения на расслабление, физкультурные паузы, упражнения на творческое самовыражение. Особенностью программы является проектная организация учебно-воспитательного пространства.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования [6, с. 20], применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.
Следуя нашей программе, педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным между собой единым проектом. Особый интерес представляет интеграция следующих дисциплин: ребёнок и общество, развитие речи, изобразительное искусство. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. В программе проекты рассчитаны на среднюю продолжительность – несколько недель. Проекты могут быть реализованы как внутри одной группы, так и объединять несколько групп, а также охватывать весь детский сад в комплексе.
Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: – совместная деятельность воспитателя и ребёнка по реализации проекта; – совместная деятельность детей; – совместная деятельность детей с родителями. Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады (ребёнок и родитель), концерты, спектакли, праздники и пр. При моделировании проектной деятельности целесообразно учитывать значение каждого цвета, его внутреннюю силу и энергетические возможности. Решением этого может стать соотнесение проекта и цвета [7, с. 51], а ориентиром – выбор цветового обозначения. В связи с этим цветные проекты понятны и доступны не только взрослым, но и детям.
Литература
-
Радионов, В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: автореф. дис. докт. пед. наук / В.Е. Рвдионов. – Спб., 1996. – 44с.
-
Горлова, Н.А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А.Горлова // Обруч. – 2009. – №3. – С. 24 – 26.
-
Степанов, С.С. Популярная психологическая энциклопедия / С.С. Степанов // М.: Эксмо, 1999. – 163 с.
-
Новиков, А.М. Образовательный проект методология образовательной деятельности / А.М. Новиков, Д.А. Новиков // М.: Эгвес, 2004. – 72 с.
-
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько. – Минск, 2010. – 14 с.
-
Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников / А.А. Петрикевич // Мозырь.: Белый Ветер, 2008. – 20 с.
-
Татарникова, Л.Г. Технология валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении / Л.Г. Татарникова // М.: Просвещение, 1999. – 51 с.