Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к обучению. Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению. Согласно мнению Н.И. Гуткина, К.Р. Климова, Я.JI. Коломинского, В.Я. Панько, в структуре общей готовности к школьному обучению недостаточное внимание уделяется мотивационному компоненту готовности [1]. Мотивационная готовность детей к обучению представляет собой актуальную социально-психологическую проблему (Е.Е. Кравцова, Б.М. Немов, Н.И. Чуткина), решение которой позволит создать действительную основу для обеспечения равных возможностей детей в получении качественного образования.
Мотивационная готовность детей к обучению — системообразущий элемент общей готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению, основой которого является сформированная зрелая «внутренняя позиция школьника» и характерные для нее познавательные и социальные мотивы.
Мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.
К сожалению, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что лишь от 27,3 % старших дошкольников проявляют высокий уровень мотивационной готовности к обучению, остальные 72,7 % – средний и низкий уровень, что является недостаточным.
В ходе исследования мы убедились, что ученые в своих работах сходятся в том, что мотивацией определяется не только возникновение и направление деятельности, но также ее способы и результаты. Поэтому исключительно важным представляется целенаправленное управление взрослыми процессом формирования мотивационного компонента деятельности детей (мотивационной готовности), обеспечивающих общую готовность детей к дальнейшему обучению в школе.
После анализа обширного ряда источников мы пришли к выводу, что основными факторами управления мотивационной стороной деятельности дошкольников является опора на значимые отношения ребенка, его потребности, ведущие мотивы; демократический стиль общения растущего человека со взрослыми; адекватная цели организация деятельности детей.
Разработанная нами на основе изучения разнообразных мнений ученых методика формирования мотивационной готовности к обучению у старших дошкольников позволяет педагогу содержательно и методически грамотно построить работу с детьми. Методика конструируется на основе конкретизированных представлений о ее сущности посредством планомерной организации активной познавательной и игровой деятельности детей по трем этапам: пропедевтическому, основному и закрепляющему.
Основной формой проведения работы являются подгрупповые занятия. В структуру занятий включены следующие методы и приемы:
1) использование сказок;
2) игры и упражнения, нацеленные на формирование предпосылок учебной деятельности, развитие познавательных процессов;
3) игры и упражнения, направленные на развитие познавательной активности (познавательной мотивации);
4) игры и упражнения на развитие коммуникативных умений и навыков, на сплочение группы, на развитие личностных качеств;
5) упражнения на релаксацию;
6) приемы психогимнастики, приемы арт-терапии.
Педагогическия эффективность предложенной методики формирования у старших дошкольников мотивационной готвности к обучению подтверждена экспериментально. В формирующем эксперименте участвовали воспитанники старших групп одного из УДО г. Гродно (всего 44 чел.). Методика внедрялась на протяжении 3 месяцев.
Результаты апробации данной методики в практике работы дошкольного учреждения показали, что после проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе 12 ребят имеют высокий уровень сформированнсти мотивационной готовности к обучению в школе, что составляет 54,1 %. Средний уровень выявлен у 9 человек (40,5 %), низкий – только у 1 (4,5 %). В контрольной жегруппе, при традиционной системе воспитания, на высоком уровне лишь у 27,3 % воспитанников, в то время как низкий уровень проявляет все еще 45,4 % детей.
Таким образом, проведенное исследование доказало возможность эффективного использования нашей методики при формировании мотивационной готовности дошкольников к обучению.
Литература
-
Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1998. – 243 с.