Дмитрук О.В. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРАХ-ДРАМАТИЗАЦИЯХ

Сегодня, когда государство придает творческому развитию человека особое значение, проблема формирования творческой активности детей звучит особенно актуально. Специалисты справедливо считают, что индивидуальные способности и дарования ребенка наиболее ярко раскрываются в игровой деятельности, и особенно в театрально-игровой деятельности, в игре-драматизации, где фантазия ребенка может быть практически не ограничена.
Вместе с тем, реально существующий в практике учреждений дошкольного образования принцип «дидактической направленности» всей эстетической деятельности до сих пор является тормозом для развития индивидуальности и творческой активности детей.
В современной педагогике пока не выработан единый подход к решению проблемы развития творческой активности дошкольников. Тем не менее имеются попытки трактовать творческую активность дошкольника как интегративное качество личности, выражающееся в создании конструктивной альтернативы самому выбору, в стремлении к самовыражению посредством создания субъективно нового в единстве эмоционального отношения, интеллектуальных и деятельностных проявлений.
Театрально-игровая деятельность как интегрированный вид деятельности детерминирует формирование творческой активности дошкольника, предполагая усвоение разнообразных способов образной выразительности (интонация, мимика, пантомимика), обладая высокой степенью импровизационности и связывая художественное творчество ребенка с его личным переживанием [1].
Проведенное в реальной практике работы УДО г. Гродно исследование показало, что в играх – драматизациях дети занимают следующие позиции: все дети в группе — «зрители» (40 человек), среди них «зритель – режиссер» — 15 %, «зритель – актер» — 50 %, «зритель – актер – режиссер» — 25 %, только «зритель» — 10 %.
Дети несколько пассивны, зажаты, инициаторами игр выступают одни и те же воспитанники, они же играют главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени.
Подчеркнем, что основная цель педагогического руководства театрально-игровой деятельностью дошкольников – будить воображение ребенка, создавать условия для изобретательности, творчества детей.
Предлагаемая нами методика формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста в играх-драматизациях, включает пять этапов (блоков):
игры с пением (хороводы),
игры-драматизации стихотворений,
игры-драматизации средствами настольного театра,
творческие игры-драматизации,
игры-драматизации прозы.
В рамках методики нами разработан комплекс игр и упражнений, нацеленных на развитие театральных способностей и формирование творческой активности дошкольника. В них предлагаются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение, в ходе которых у детей формируются специальные умения, обеспечивающие освоение всего комплекса игровых позиций.
Эффективность методики доказана экспериментально. В нашем исследовании приняли участие 40 воспитанников старших групп оного из детских садов г. Гродно (группа 1 – экспериментальная, группа 2 – контрольная). Роль экспертов была поручена воспитателям, работающим в данных группах.
На основании обработки данных, полученных в результате опроса, мы определили уровни развития творческой активности у обследованных дошкольников до введения в традиционный образовательный процесс разработанной нами методики формирования творческой активности. После проведения формирующего эксперимента, мы увидели, что очень высоким уровнем творческой активности обладают уже 3 человека (15%) в экспериментальной группе, но по-прежнему – лишь один ребенок в контрольной группе (5 %). Высокий уровень творческой активности продемонстрировали 6 чел. (30 %) в экспериментальной группе и те же 2 ребенка (10 %) в контрольной группе. На среднем уровне развития творческой активности находятся теперь 10 чел. (50 %) в экспериментальной по 6 воспитанников (30 %) в контрольной группах. Обнаружен низкий уровень лишь у 1 чел. (5 %) в экспериментальной группе, но у 7 чел. (35 %) — в контрольной группе, очень низкий уровень выявлен только в контрольной группе – 4 чел. (20 %); в экспериментальной группе детей с очень низким уровнем творческой активности больше нет.
Таким образом, проведенное нами исследование доказало возможность эффективного использования потенциала игр-драматизаций в формировании у дошкольников творческой активности.
Литература
  1. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова. – М.: Новое знание, 2000. – 134 с.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольников. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий