Ахремова З.И. КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С БОЛЬНЫМИ СО СЛОЖНЫМИ РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

В большинстве стран мира из-за инсульта, черепно-мозговых травм, опухолей мозга люди зачастую теряют трудоспособность, оставаясь глубокими инвалидами. По статистическим данным каждый пятый инвалид − инвалид вследствие неврологической патологии, в числе которой и инсульт. После перенесения этого заболевания люди в 80% случаев теряют свою трудоспособность, а треть из этого числа больных и вовсе становятся зависимыми от постоянного ухода окружающих.
У человека, перенесшего инсульт и утратившего речь или ощутившего её нарушения, часто нарушаются взаимоотношения с окружающим миром, изменяется в той или иной мере и сама личность больного − происходит его психическая и социальная дезадаптация (расстройство приспособленности). У больных наблюдаются нарушения движений в конечностях, возникает снижение двигательной и психической активности. У разных больных это снижение активности может быть выражено в разной степени: от благодушного, беспечного отношения к своей болезни (к имеющемуся двигательному дефекту) до полной апатии. У многих больных нарушаются бытовые навыки: не могут сами одеться, нуждаются в посторонней помощи при мытье в ванне, боятся одни выходить на улицу, обходиться без посторонней помощи при одевании, зажигать газ, подогревать пищу. Ряд факторов может задерживать восстановление самообслуживания и трудоспособности. Так, у некоторых больных, перенесших инсульт, развиваются нежелательные изменения эмоциональных и волевых качеств, меняется отношение к окружающему и самому себе. Эти изменения тормозят процесс социальной адаптации больного.
К сожалению, эти патологии все чаще встречаются у лиц трудоспособного возраста. Инсульт уже нельзя считать болезнью старшего возраста. Участились случаи заболевания людей средних лет, инсульт у 30-40 летних − уже не редкость. Очень больно смотреть на людей в таком, еще молодом возрасте, у которых нарушилась, а может быть, и совсем исчезла речь, стали хуже действовать рука и нога.
Чтобы устранить или уменьшить последствия инсульта, необходимы усилия различных специалистов. Огромная роль в реабилитации больных принадлежит медицинскому воздействию, в котором участвуют врачи неврологи, реабилитологи, физиотерапевты, иглорефлексотерапевты, психотерапевты, медицинские психологи, методисты ЛФК, массажисты и др., но в коррекции речи главная роль принадлежит логопеду.
Инвалидами люди чаще всего становятся из-за нарушения двигательных функций и речи. Патология речи проявляется таким нарушением, как афазия. Афазия – системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека. Часто с афазией соседствуют нарушения движений, неспособность ориентироваться в пространстве, времени, расстройства памяти, внимания, но прежде всего нарушается коммуникативная функция речи.
Другой частый вид речевых нарушений после инсульта – дизартрия, для которой характерно нарушение правильной артикуляции звуков при сохранении «внутренней» речи, понимания речи окружающих, чтения и письма. Встречаются и случаи афазии с дизартрическим компонентом. При афазии проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни: фонетику, лексику, грамматику. Афазия включает четыре составляющие:
1) нарушение собственно речи и вербального общения;
2) нарушение других психических процессов;
3) изменение личности;
4) личностную реакцию на нарушение.
Часто родственники больного спрашивают: «Нормализуется ли все и в полном ли обьеме?». Такую гарантию никто дать не может. Это зависит от многих факторов, в том числе, какие отделы мозга были поражены. Восстановление речи после инсульта занимает длительный период. Иногда восстанавливается или улучшается понимание обращенной речи, но невозможно высказывание. Часто после лечения и логопедических занятий со временем речь может восстановиться.
Особенности проявления афазии характеризуются своеобразием, которое определяется совокупностью факторов: возрастом, степенью сформированности речевой функции к моменту мозгового поражения, характером и локализацией поражения мозга, степенью тяжести нарушения, а также индивидуальными личностными особенностями больных.
Эффективность коррекционно-восстановительного обучения достигается при условии целенаправленного комплексного и дифференцированного медико-психолого-педагогического воздействия на основе правильной диагностики формы афазии, сочетания в работе традиционных методов и современных нетрадиционных методов коррекции (арттерапии, смехотерапи, музыкотерапии). Проблема восстановительного обучения при афазии достаточно полно разработана такими выдающимися отечественными учёными, как А.Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Т.Г. Визель, М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) и др.
Разработана методология и инструментарий изучения и преодоления данного вида патологии речи. Большой вклад в разработку проблемы внесли и такие исследователи и практики, как В.К. Орфинская, В.В. Оппель, М.К. Шохор-Троцкая (Бурлакова) и др. И всё же, несмотря на фундаментальную методологическую основу и значительное количество восстановительных методик, логопеды-практики при коррекции этого нарушения испытывают трудности. Исходя из сказанного, мы считаем, что вопросы совершенствования комплексной специализированной помощи этому контингенту больных являются актуальными. В связи с этим мы решили поделиться своим опытом работы в учреждении здравоохранения «Городская поликлиника № 3 г. Гродно» по компенсации утраченных функций и социализации лиц с афазией.
Основная цель логопедической работы с больными с различными формами афазии (как моторными, так и сенсорными) – оживлять следовую память больного, а также интегрировать распавшиеся навыки не только на уровне высоко автоматизированных речевых рядов, но и в рамках упроченного словаря и сформулированного высказывания.
Главная задача, стоящая перед логопедом, – это выбор наиболее эффективных методов и приёмов восстановительного обучения больных с афазией, а также систематизирование и адаптирование их применительно к конкретному больному. Основными методами коррекционной работы являются:
- раннее начало реабилитационных мероприятий;
- использование кинезотерапии;
- психолого-коррекционные и логопедические занятия по восстановлению речи;
- психотерапия (когнитивная, когнитивно-поведенческая, релаксационная);
- работа с родственниками больного по оптимизации психологического климата в семье; семейная психотерапия.
В коррекционной работе необходимо осуществлять выбор методов и приёмов коррекционно-педагогической работы в зависимости от этапа или стадии восстановления речевых функций. На раннем этапе работа ведётся при относительно пассивном участии больного в процессе восстановления речи. Больному не объясняются задачи занятия, не используются схемы.
На более поздних этапах восстановления речевых функций больному объясняется план занятия, предлагаются средства, которые могут использоваться им при выполнении задания и т. п. Для каждого пациента разрабатывается индивидуальная программа по восстановлению речи. Учитывая в работе принцип компексности, мы считаем необходимостью путем специальной организации логопедической работы сочетать её с другими формами восстановительного лечения. С этой целью больные с нарушениями речи включаются в определенные коллективы, т. еоднородные по составу группы для занятий лечебной физкультурой, психотерапией, занятостью трудотерапией в кабинете механотерапии. Это позволяет избежать изоляции больных и облегчает включение их в речевой контакт. Логопед участвует во всех перечисленных выше реабилитационных мероприятиях, что позволяет использовать в логопедических занятиях речевой материал, увязанный с конкретными, выполняемыми больными действиями, что в свою очередь, повышает эмоциональную заинтересованность больного в восстановительном лечении. Важно акцентировать внимание на том, чтобы логопедическая работа проводилась в тесном контакте с физотерапевтом. Это помогает сочетать коррекционную работу с физическими методами. Можно отметить положительные результаты сочетания логопедических занятий с электростимуляцией при моторной афазии и псевдобульбарной дизартрии. Электростимуляция мышц, участвующих в артикуляции, улучшает главным образом произношение (токи д’Арсенваль). При парезах голосовых складок электростимуляция улучшает силу голоса (токи ДДТ). Участие в коррекционной работе иглорефлексотерапевта также содействует восстановлению речи. Иглоукалывание в оральные точки улучшает не только произносительные характеристики речи, но и экспрессивную речь, способствует улучшению чтения и письма. Эффективно сочетание логопедической работы с психотерапией. После сеанса аутотренинга у больных с моторной афазией смягчается мышечное напряжение во время речи, уменьшаются персеверации (патологическое повторение слога, слова или действия), больные легче включаются в беседу, уменьшаются поиски артикуляций и замены звуков.
Основой речевой реабилитации являются занятия с логопедом в сочетании с выполнением домашних заданий. Помимо индивидуальных логопедических занятий для более успешного восстановления речи проводятсягрупповые логопедические занятия. Занятия по восстановлению речи (собственной речи, понимания речи окружающих) включают также упражнения по восстановлению обычно нарушенных при афазии письма, чтения и счета.
С родными и близкими больного проводятся беседы и консультации, на которых объясняют и убеждают членов семьи, что самым губительным для восстановления речи является «речевая изоляция», когда больной предоставлен самому себе. Не только специальные занятия, но и обычный постоянный бытовой речевой контакт с больным сам по себе способствует восстановлению у него как собственной речи, так и пониманию речи окружающих. Опыт показал, что настойчивые усилия со стороны логопеда, близких и родных больного, упорные занятия самого больного по заданиям логопеда приводят:
- к нормализации и значительному улучшению речи при её лёгких нарушениях;
- к улучшению речи при её умеренных нарушениях;
- к некоторому улучшению при грубых нарушениях.
Занятия лечебной физкультурой, лечебный массаж помогают восстановлению движений. Постепенно наблюдается и улучшение в восстановлении бытовых навыков, социальных контактов, сглаживаются нарушения в эмоциональной и волевой сферах. Большую роль, по нашим наблюдениям, могут сыграть в этом и сотрудники по работе, поддерживая в больном надежду в возможности возвращения к труду. К больным постепенно возвращается их прежняя активность, они начинают самостоятельно без принуждения извне заниматься, интересоваться окружающим их социумом, семьей, делами служебными и производственными, постепенно включаются в социальную жизнь, многие из них возвращаются на прежнее место работы.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающего обучения во вспомогательной школе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий