Воронцова А.В. НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ «ШКОЛЬНОГО» ЗДОРОВЬЯ ДОКТОРА БАЗАРНОГО

Великий педагог-просветитель Генрих Песталоцци уже в 1805 г. оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит своеобразное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. И это открытие было сделано в эпоху, когда родители были здоровы, рожали здоровых детей, когда люди ели чистую пищу, пили совершенно чистую воду, дышали чистым воздухом. Школьные программы в те годы не были перегружены, а в школах работали воспитатели в широком понимании этого слова.
Одна из главнейших обязанностей государства – дать «нормальное»образование и воспитать здоровое поколение, или, как мы говорим, вложить в «здоровое тело здоровый дух». Но наша официальная педагогика продолжает свое разрушительное действие, направленное против конкретного человека и против общества в целом. Продолжается разделение детей на особо одаренных, умственно отсталых и всех остальных. При этом забывается то, что человек биологически неповторим.
Академик В.Ф. Базарный (г. Сергиев Посад, Московской обл.), врач-окулист по специальности, посмотрел на проблему нездоровья детей через оптическую систему их глаз. Он установил причинную зависимость многих заболеваний от условий и состояния развитости сенсорной чувствительности детей, в которой главенствующее положение занимает зрительный анализатор [1].
Базарный доказал, «что переключение зрительного анализатора из сигнально-поисковой системы в пространстве в орган зрительного труда во многом научно не организовано». В дошкольном учреждении продолжительное время тело ребенка «жестко закреплено», отсюда можно представить, каким он будет через 10–12 лет. Ситуацию усложняет сам учитель, наказывая ребят за то, что они вертятся, оборачиваются к соседям. И это вовсе не желание школьника набедокурить, а естественная его потребность в движении. Да и как не отвлекаться, если доказано, что первые признаки утомления при таком фиксированном положении тела наступают на 5–6 минуте. В течение остального времени над ребенком совершается насилие, что в итоге приводит к нарушениям не­рвно-психической сферы. Сидение за партой, столом со склоненной и фиксированной к крышке стола грудной клеткой уже на 20 минуте вызывает признаки стенокардии. Дополним, что длитель­ное пребывание в данной позе формирует деформацию грудной клетки, недоразвитие мышц диаф­рагмы, а все это вместе создает условия для патологического развития самого сердца [2]. Теперь ясен ответ на мучающий всех вопрос: «Откуда у нас так много людей с заболеваниями сердечнососудистой системы?»
«Пространство, – говорит В.Ф. Базарный, – это высшая свобода моторики». А как же использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счет максимального удаления от глаз ребенка учебного дидактического материала. Можно использовать деревянные планки, подвешенные в четырех углах класса. Не на доске, а именно на планках располагаются дидактические материалы. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров (раньше запрещалось его использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Опыт убеждает, что по методу «зрительных горизонтов» целесообразно проводить занятия, которые проводятся, как правило, в режиме ближнего зрения. Это обучение детей простейшим арифметическим действи­ям, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры, ознакомление с предметами ближайшего окружения, с природой и т. д.
Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряженного зрительного труда.
Какие же ориентиры используются?
  1. Разного рода траектории (рис. 1), по которым дети «бегают» глазами. Например, на боль­шом листе бумаги изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), толщина линии 1 см.
  2. Офтальмотренажер. Это специальный прибор, подающий световые и звуковые сигналы. Серый фон книжного текста, способствуя накоплению следовых впечатлений в коре головного мозга, оказывается одним из факторов, поддерживающих утомляемость школьников. Световое табло, расположенное в четырех углах класса (кабинета) под потолком, включается м помощью пульта, управляемого учителем. Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактике близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат.
3.   «Веселые человечки». На карточках, которые показывает учитель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения равен 2 см. Дети повторяют движения человечка.
4.   Специальный тренажер, расположенный на потолке или на одной из стен класса.
Кроме того, используются на уроке упражнения для тренировки мышц глаз. По словам психо­аналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается пол­ностью, и он может отказаться от очков [3].
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
  1. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
  2. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
  3. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
  4. Закрыть ладонями глаза и повторить все упражнения в той последовательности, которая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, а ладони не должны пропускать свет.
Суть методики Базарного заключается не в принуждении, а в добровольности. С чего начинается обучение по этой системе? Прежде всего, с учебы в режиме «стоя за конторкой». Чтобы осуществить более плавный переход на этот режим, за одним и тем же столом один ученик работает сидя, другой рядом – стоя. Через 15 минут ученики меняются местами.
Работа за конторкой стоя – это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также близорукости. Классы, функционирующие в предложенном режиме, отличаются по интерьеру от обычной классной комнаты. Здесь столы (парты) расположены веером, амфитеатром, вразброс. Уставший от учебы ребенок может выйти из-за стола, сесть или лечь на ковер. Педагог ему замечание не сделает. По методике Базарного признаки усталости наступают лишь на 21-24 минуте!
Все виды названных приемов желательно чередовать как можно чаще. Все это говорит о том, что есть возможность обучать, сохраняя здоровье.
Литература
  1. Базарный, В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов / В.Ф. Базарный / Академия медицинских наук, Сибирское отделение НИИ медицинских проблем Севера. Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. – Сергиев Посад – 2004.
  2. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ – 2005.
  3. Щербинина, В.П. Школьник у экрана / В.П. Щербинина // Здаровы лад жыцця – №3. – 2014 – С.57 – 59.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающего обучения во вспомогательной школе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий