Сидоренко М.И. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Всемирная Организация Здравоохранения трактует понятие реабилитации как систему, включающую в себя все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефек­там, а также на обеспечение возможности инвалидов достичь социальной интеграции. Значительную работу по проблеме реабилитации больных и инвалидов проводят более 4000 национальных организаций в различных стра­нах; в 60 странах реализуются программы медико-социальной реабилитации больных и инвалидов, предложенные ВОЗ.
 Сущностью реабилитации является не только и не столько восстановление здоровья, сколько восстановление или создание возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения обладает инвалид. Важно отметить, что целью реабилитации является «восстановление социаль­ного статуса инвалида, достижение им материальной не­зависимости и его социальная адаптация».
Актуальность исследования процессов интеграции граждан с инвалидностью, которые составляют существенную часть населения (около 10 %), определяется тем, что потенциал этих людей, в первую очередь интеллектуальный, до этого невостребованный, становится необходимым для реализации в условиях постиндустриального общества. Тезис о том, что инвалиды неспособны к самостоятельному существованию и являются только потребителями общественного продукта, в современных обществах замещается на тезис о том, что такие люди могут найти в современных обществах социальные ниши, дающие им право полноценного участия в жизнедеятельности общества, включая производственную сферу.
Реабилитация – это активный процесс, целью которого является совершения полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это не возможно – наиболее успешная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе. Таким образом, медицинская реабилитация содержит мероприятия по предотвращению инвалидности в период заболевания и помощь индивиду в совершении максимальной физической, психической, социальной, профессиональной и экономической полноценности, на которую он будет горазд в рамках имеющего у него заболевания. Среди прочих медицинских дисциплин реабилитация занимает особое место, так как рассматривает не только состояние органов и систем организма, но и функциональные возможности человека в его повседневной жизни после выписки из медицинского учреждения [1, c.116].
Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество [2, c. 129].
Реабилитация – процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости;
- медицинская реабилитация – процесс, направленный на восстановление и компенсацию медицинскими и другими методами функциональных возможностей организма человека, нарушенных вследствие врожденного дефекта, перенесенных болезней или травм;
- медико-профессиональная реабилитация – процесс восстановления трудоспособности, сочетающий медицинскую реабилитацию с определением и тренировкой профессионально значимых функций, подбором профессии и адаптацией к ней [3, c. 169].
Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Органы образования совместно с органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают дошкольное и внешкольное воспитание детей-инвалидов, получение инвалидами среднего, среднего специального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Образование и профессиональная подготовка инвалидов осуществляются в различных формах, включая обучение на дому и по индивидуальным учебным планам.
Социально-экономический аспект реабилитации – возврат пострадавшему экономической независимости и социальной полноценности. Это восстановление, а при невозможности, создание нового приемлемого для конкретного человека положения в семье, коллективе или в социуме большего масштаба. Приведенные задачи решают не только медицинские учреждения, но и органы соцобеспечения. Поэтому реабилитация – всесторонний процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Все виды реабилитации важно рассматривать в единстве и взаимосвязи. Вместе с тем в нашей стране и практически во всем мире нет единой службы, которая обеспечивала бы комплексность и эффективность реабилитации.
- социальная реабилитация – система мероприятий, обеспечивающих улучшение уровня жизни инвалидов, создание им равных возможностей для полного участия в жизни общества [4, c. 65].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация является совокупностью мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций вследствие болезней, травм и врожденных дефектов приспособления к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». В соответствии с определением ВОЗ, реабилитация является процессом, направленным на предоставление всесторонней помощи больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности.
Программа реабилитации – это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социальною работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист – это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок – в зависимости от возраста и условий развития ребенка.
Программа реабилитации – это четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.
Реализация основных направлений реабилитации детей-инвалидов предусматривает:
- использование инвалидами технических средств реабилитации;
- создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации;
- обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Приведенное определение отражает комплексный характер реабилитации, ее составные, что, по существу, дает основание говорить о видах реабилитации. Полного единства мыслей по данному вопросу нет, что объясняется отсутствием единого критерия при одинаковом терминологическом оформлении [5, c. 3].
Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером (1980).
Реабилитация должна осуществляться, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (не прерывность и основательность).        Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность).
Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).
Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).
С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) – иногда ещё и санаторный этапы медицинской реабилитации.
Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий. Выделяют следующие аспекты этих мероприятий (Роговой М. А. 1982):
Медицинский аспект – включает вопросы лечебного, лечебно-диагностического и лечебно-профилактического плана.
Физический аспект – охватывает все вопросы связанные с применением физических факторов (физиотерапия, ЛФК, механо- и трудотерапия), с повышением физической работоспособности.
Психологический аспект – ускорение процесса психологической адаптации к изменившейся в результате болезни жизненной ситуации, профилактика и лечение развивающихся патологических психических изменений.
Социальный аспект – охватывает вопросы влияния социальных факторов на развитие и течение болезни, социального обеспечения трудового и пенсионного законодательства, взаимоотношение больного и семьи, общества и производства.
Экономический аспект – изучение экономических затрат и ожидаемого экономического эффекта при различных способах восстановительного лечения, формах и методах реабилитации для планирования медицинских и социально-экономических мероприятий.
Таким образом, реабилитацию следует рассматривать как сложную социально-медицинскую проблему, которая имеет несколько аспектов: медицинский (в том числе психологический), социально-экономический.
Литература
1. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Василькова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 300 с.
2. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: Курс лекций / М.А. Галагузова. – М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС,2000. – 270 c.
3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Как помочь «особому» ребенку / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб : Питер, 1998. – 348с.
4. Коробейников, И.А. Нарушения развития и социальная адаптация / И.А. Коробейников. – М. : ПЕРСЭ, 2002. – 192 с.
5. Аксенова, Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии / Л.И. Аксенова // Дэфекталогiя. – 1997. – №1. – С. 3 – 10.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающего обучения во вспомогательной школе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий