Троско О.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности ученика. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому очень важно выявить ребенка, нуждающегося в особом внимании. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растет, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. Успешное овладение навыками чтения и усвоения письменной речи в первом классе напрямуюзависит от уровня речевого развития ребенка. Это значит, что все стороны – произношение, словарный запас, грамматика языка – должны быть без нарушений.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, всё чаще применяемых и в специальной педагогике. В последние годы ведётся открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки новых путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов ребёнка с особыми образовательными потребностями (И.К. Воробьёв, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).
Преимущества использования компьютерных технологий:
  • для учителя-дефектолога: а) составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации; б) позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям; в) компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу;
  • для ученика: а) повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям; б) формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения; в) обучается некоторым элементарным действиям с компьютером [1].
Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности
Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями).
Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Хочется отметить, что использование компьютера не замяет учителя при обучении ребенка. Только дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если компьютерные технологии являются составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов [2].
При проведении занятий с использованием компьютера, необходимо помнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований. Занятия с использованием компьютеров для детей 6-10 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях не должна превышать 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель, продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена от 7 до 10 минут. С целью снижения утомительности компьютерных занятий, необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога.
Специально для индивидуальной коррекционно-логопедической работы нами была разработана система игр на компьютере с использование программы MicrosoftPowerPoint. С помощью данной программы можно анимировать занятия, делать её живой, а значит близкой и понятной для ребенка. Можно использовать известные всем педагогам задания, но, применяя их на компьютере, можно разнообразить свою работу, сделать ее и для ребенка и для учителя-дефектолога интересной, насыщенной, плодотворной.
Для того чтобы картинки на экране монитора оживали, появлялись или наоборот исчезали, передвигались в нужном направлении, можно смело экспериментировать с эффектами, которые есть в программе, анимируя картинки и текст. Кроме этого можно использовать уже готовые анимированные картинки, которые можно найти в Интернете в достаточно большом количестве. Приведём некоторые примеры.
Автоматизация изолированных звуков.
«Песенка змеи». Последовательность действий: открыть файл «Песенка змеи. Автоматизация звука «Ш»». В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране появится змея, она ползает и шипит. Покажи ей, как ты научился петь ее песенку и шипеть». Педагог щелкает левой кнопкой мышки, появляется третий слайд со змеей, которая передвигается по экрану (использовать эффект «Пути перемещения»). Ребенок произносит звук «Ш», имитируя шипение змеи.
ris1
«Листопад». Последовательность действий: открыть файл «Листопад. Автоматизация звука «Ш»». В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране ты увидишь осенний лес. В лесу листопад. Желтые листья падают и шуршат: «Ш-ш-ш». Произнеси звук «Ш», изобрази, как шуршат падающие листья». Педагог щелкает левой кнопкой мышки, появляются 3 и 4 слайды с анимированными картинками  «Осень». Ребенок произносит звук «Ш».
ris2
«Кораблик». Последовательность действий: открыть файл «Кораблик. Автоматизация звука «Л»». В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране появится кораблик, он плавает по волнам. Спой  «песенку кораблика». Педагог щелкает левой кнопкой мышки, появляется 3 слайд с анимированным корабликом, который плавно передвигается по экрану (использовать эффект «Пути перемещения»). Ребенок произносит звук «Л».
ris3
Автоматизация звуков в словах.
Называние картинок. (Каталог картинок, с учетом позиции автоматизируемого звука – в начале, середине, конце слова, словах со стечением согласных).
Игра «4 лишний». Последовательность действий: открыть файл «4 лишний. Автоматизация звука [Л]» (или другого автоматизируемого звука). В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас ты будешь называть картинки, четко проговаривая звук «Л». Называть надо те картинки, на которых появляется мордашка. После того как назовешь все картинки, попробуй определить — какая картинка лишняя и почему. Если ты правильно назовешь лишнюю картинку – она исчезнет». На третьем слайде написан весь используемый в игре словарь.
По щелчку мыши перед каждой картинкой появляется мордашка (эффект «Вход», «Появление»), ребенок называет картинки. Если ребенок не догадывается, какую  картинку надо исключить, педагог дает подсказку: «Произнеси слова еще раз и послушай, как они звучат».  Если ребенку подсказка не помогает, то педагог демонстрирует правильный ответ: «Лишняя картинка – водопад, так как в этом слове не встречается звук «Л»». После этого педагог щелкает мышью и  картинка «водопад» исчезает (эффект «Выход», «Свертывание с исчезновением»). Аналогично проводится работа со всеми последующими слайдами. На последнем, поощрительном слайде, по щелчку мыши появляется сердечко, которое меняет цвет (эффект «Выделение», «Изменение цвета заливки») и надпись «Молодец!»
Игра «Цепочка слов». Последовательность действий: открыть файл «Цепочка слов. Автоматизация звука «Л» (или другого автоматизируемого звука). В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране будут появляться картинки. Первая картинка самая большая – с нее начнется наша цепочка слов. Ты должен назвать картинку, определить – какой последний звук слышится в ее названии. Затем назвать маленькие картинки и выбрать из них ту, которая начинается на тот же звук, на который заканчивается большая картинка. Если ты правильно определишь картинку – она увеличится, и мы увидим ее на следующем слайде». На третьем слайде отмечен весь используемый в игре словарь.
По щелчку мыши меняются слайды. Ребенок называет на слайде большую картинку, определяет последний звук в слове. Далее он должен назвать поочередно все маленькие картинки, определив, какая из картинок начинается на тот же звук, что заканчивалась большая картинка. После того, как ребенок назвал правильный ответ, педагог щелкает мышкой и правильно выбранная картинка увеличивается в размерах (эффект «Выделение», «Изменение размера»). Педагог снова щелкает мышью и на экране появляется следующий слайд, с которым проводится аналогичная работа. Перед предпоследним  слайдом, педагог предлагает ребенку еще раз назвать все картинки из цепочки. По щелчку мыши появляются картинки (эффект «Вход», «Появление»), соединенные стрелками (цепочка слов). На последнем поощрительном слайде по щелчку мыши появляется радостная мордашка, которая меняет цвет и надпись «Молодец!»
Игра «Скажи ласково». Последовательность действий: открыть файл «Скажи ласково. Автоматизация звука «Л» (или другого автоматизируемого звука). В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Появится первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на слайде будет появляться картинка. Ты должен ее назвать, четко проговаривая звук «Л». Затем картинка уменьшится и ее надо будет назвать ласковым словечком».
На 3 слайде педагог демонстрирует ребенку картинку (лошадь). Ребенок должен назвать этот предмет. Педагог снова щелкает левой кнопкой мыши и картинка «лошадь» уменьшается (эффект «Выделение», «Изменение размера»). Педагог предлагает ребенку назвать маленький предмет ласковым словом: «Лошадка».
На следующих слайдах проводится аналогичная работа. Последний слайд – поощрительный. По щелчку мыши появляются надпись «Молодец!» и солнышко.
Автоматизация звуков в предложениях.
Составь предложения. Последовательность действий: открыть файл «Составь предложения. Автоматизация звука «Л» (или другого автоматизируемого звука). В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Появится первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на слайде будет появляться картинка. Ты должен с помощью картинок придумать предложение. Стрелочка будет обозначать слово-действие».
На 3 слайде появляются картинки, соединенные стрелочкой: лак, стол. Ребенок должен составить предложение (на начальных этапах с помощью педагога), например: «Лак стоит на столе».
На следующих слайдах проводится аналогичная работа. Последний слайд – поощрительный. По щелчку мыши появляются надпись «Молодец!» и солнышко.
Предложения с предлогами. Последовательность действий: открыть файл «Предложения с предлогами. Автоматизация звука «Л» (или другого автоматизируемого звука). В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Появится первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на слайде будет появляться Лунтик. Он очень любит играть в прятки. Он будет прятаться в разные места, а ты будешь составлять предложения о том, куда он спрятался».
На 3 слайде появляется Лунтик и стол. По щелчку мыши Лунтик передвигается под стол (эффект «Пути перемещения»). Педагог просит ребенка рассказать, куда спрятался Лунтик. Ребенок отвечает полным предложением: «Лунтик спрятался под стол».
На 4 слайде появляется Лунтик и кресло. По щелчку мыши Лунтик прячется за кресло (эффект «Пути перемещения»). Ребенок составляет предложение «Лунтик спрятался за кресло».
На следующих слайдах проводится аналогичная работа. Последний слайд – поощрительный. По щелчку мыши появляются надпись «Молодец!» и солнышко.
Таким образом, в век компьютерных технологий, инновационных методик, использование компьютера на занятиях по коррекции звуковой стороны речи расширяет возможности в работе учителя-дефектолога, позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным. Особенно ценно то, что значительно повышается мотивационная готовность ребенка, следовательно, и положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Компьютер позволяет приблизить речевой материал, который преподносится ребенку, к реальным жизненным условиям, так как учитель-дефектолог может использовать любые фотографии и картинки которые можно разыскать в Интернете. Важно то, что картинки должны быть крупные, яркие, реалистичные, что не всегда можно наблюдать в рисунках или иллюстрациях. Гораздо легче с ребенком проводить словарную работу, так как можно рассмотреть неизвестный и непонятный для ребенка предмет на приближенных к реальным условиям фотографиях. Это, в свою очередь, создает у ребенка более четкие и правильные представления о новых изучаемых темах.
Литература
  1. Кузьмина, Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы / Е.В. Кузьмина. – № 5. – 2008. – С.23-27.
  2. Гладкая, В. В. Формирование бытовых трудовых умений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / В. В. Гладкая; Научно-метод. учреждение «Национальный институт образования» МО РБ. — Минск, 2005. — 24 с.
Запись опубликована в рубрике Аспекты коррекционно-развивающего обучения во вспомогательной школе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий