Бекиш И.И. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ

Проблема формирования эстетического суждения является одной из малоизученных областей в современной науке. В литературе, связанной с проблемами эстетики, имеются многочисленные указания на субъективный характер отражения эстетической реальности (следовательно – на психологизм, присущий этому процессу и во многом его определяющий). Вместе с тем в собственно психологической литературе разработанность этих вопросов находится на самых начальных стадиях. Большинство предпринимаемых попыток познать природу указанного явления заканчивается обычно указанием на общий эстетический идеал, в соответствии с которым осуществляются выбор и оценка того или иного художественного произведения. В связи с таким подходом эстетическое суждение рассматривалось как производная от общей эстетической направленности личности и не заслуживало специального внимания психологов. Однако, несмотря на всю специфичность рассматриваемого явления, проблема остается. В самом общем виде она формулируется так: почему данный конкретный человек выбирает в качестве эстетически значимого то или иное произведение искусства из оцениваемого ряда?
В связи с этим должен ставиться вопрос не об общей эстетической направленности личности, ее эстетическом идеале, а о тех критериях — частных, конкретных, которые и определяют в итоге предпочтение одного произведения другому. Эти критерии находят ясное, поддающиеся анализу, выражение в вербальной форме — в форме эстетического суждения.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев их, можно выделить основное положение, говорящее о его сущности: направленность этого процесса на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве.
Эстетическое суждение дошкольника, являясь компонентом эстетического вкуса личности, представляет собой комплексное психическое образование, чья целостность отражает единство когнитивного и аффективного компонентов [1].
Предлагаемая нами программа ознакомления дошкольников с произведениями искусства для формирования у них эстетических суждений строится на основе занятий-бесед и включает три этапа: 1) ознакомление детей с произведением искусства посредством искусствоведческого рассказа; 2) формирование умения воспринимать обобщенный образ картины на основе анализа; 3) формирование творческого восприятия произведения живописи.
Основным приемом ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведением изобразительного искусства на первом этапе является искусствоведческий рассказ педагога. Затем детям задают вопросы с целью закрепления понимания содержания картины, формирования умения вычленять средства выразительности, используемые художником. Также оправдывает себя прием «вхождения» в картину, воссоздания предшествующих и последующих содержанию картины событий, прием рассказ – образец личностного отношения педагога к понравившейся картине.
На втором этапе рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера. Используется прием точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке, прием композиционных и колористических вариантов, метод формирования личностного отношения детей к живописи.
На третьем этапе в процессе восприятия живописи постепенно вводим прием сравнения прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. В процессе формирования личностного отношения дошкольников к содержанию произведения используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине.
С целью проверить педагогическую эффективность нашей программы мы провели формирующий эксперимент. В формирующем эксперименте приняли участие 40 воспитанников старших групп одного из дошкольных учреждений города Гродно. Дети были разделены нами на контрольную и экспериментальную группу. В экспериментальной группе в педагогический процесс УДО на протяжении трех месяцев внедрялась разработанная нами программа формирования эстетических суждений дошкольников посредством ознакомления с произведениями искусства. В контрольной группе педагогический процесс осуществлялся без изменений.
После проведения формирующего педагогического эксперимента количество дошкольников с высоким уровнем сформированности эстетических суждений в экспериментальной группе увеличилось с 10 % до 40 % за счёт уменьшения числа детей с низким уровнем. Процент детей с низким уровнем сформированности эстетических суждений в экспериментальной группе снизился с 60 % до 0 %, а количество дошкольников со средним уровнем увеличилось с 30 % до 60 %.
В контрольной группе заметных изменений в уровне сформированности у детей эстетических суждений не произошло: количество детей с высоким уровнем увеличилось на 5 % , средний уровень остался на прежних показателях, а низкий уровень эстетических суждений показали на 5 % детей меньше. Так, мы экспериментально доказали, что реализация предложенной нами программы создаёт условия для действенного формирования у детей эстетических суждений
Итак, проведенное нами исследование доказало возможность эффективного формирования эстетических суждений дошкольников посредством их ознакомления с произведениями искусства.

Литература
  1. Яковлев, С.М. Развитие эстетических суждений у дошкольников / С.М. Яковлев // Психологическая наука: состояние и перспективы исследований (тезисы докладов). – М.: Изд-во МГУ, 2007. – C. 176-179.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий