Веренич Г.В. РЕЧЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека –использование средств языка для общения с другими людьми.Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, –  сложная задача, которая требует  комплексного подхода.
В классах, где учителя придерживаются подходов традиционной системы обучения, идёт постепенное формирование учебных действий, которые способствуют формированию прочных, глубоких знаний, осознанному усвоению материала.Современные педагоги очень беспокоятся, что дети сегодня не умеют выражать свои мысли. Большинство учеников не способны использовать в разговоре все возможности языка и могут составлять только короткие фразы, не умеют высказать ясную и законченную мысль.
Для ребенка хорошая речь –  залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по тем или иным предметам.
Для начала хотим представить несколько определений речи.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание [1].
Речь– один из видов коммуникативной деятельности человека – использованиесредств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Подречью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и егорезультат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом) [2].
Речь – это деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе [3].
Речь — это процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и поймать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Развитием речи в младшем школьном возрасте является  обучение родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика– показатель его умственного развития.
В раннем возрасте у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами.Первоначально ребенок выражает чувство, побуждения и мысли отдельными словами, лишенными четкого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухмесячного возраста, он начинает индуктивно улавливать в языке систему его закономерности.В его высказываниях появляются различные части речи, употребленные в нужных надежных временных, родовых и иных формах конструируются предложения.К семилетнему возрасту дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса. Иными словами дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей:для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности.
Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и, в большей мере, определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию основ орфографической грамотности.
Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Основной единицей является текст (речевое высказывание, речевое сообщение). При обучении связной речи мы сталкиваемся с понятием деятельности в двух аспектах. Во-первых, это учебная (познавательная) деятельность, в ходе которой усваиваются знания о структуре языка. Во-вторых, это речевая деятельность, в ходе которой учащиеся используют язык в различных речевых функциях, в том числе и в функции общения. Обе эти деятельности неразрывно связаны между собой на всех этапах обучения. Единство учебной и речевой деятельности создает основу для активизации процесса развития речи в системе развивающего обучения учащихся начальных классов [4].
Психолог Н.И.Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания»[5]. Знание, факты, то есть информация, – материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.
Таким образом,важность исследования проблемы развития речи заключается в том, что она затрагивает всю совокупность межличностных отношений, в которые вступает школьник.Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно участвовать в жизни общества.
Список использованных источников
  1. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/_– Дата доступа: 30.03.2016
  2. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://tolkslovar.ru/r5754.html–Дата доступа: 27.03.2016
  3. Текстология – журнал о русском языке и литературе[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.textologia.ru/slovari/lingvisticheskie-terminy/rech/?n=1555&q=486–Дата доступа: 30.03.2016
  4. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: 1984.–С. 86.
  5. Жинкин, Н.И. Язык-речь-творчество / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 1998 . – С. 31.
Запись опубликована в рубрике Теория и методика преподавания языков. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий