Говор М.М. КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Актуальность. Согласно определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Еще в XIX веке немецкий философ А. Шопенгауэр говорил: «Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения». Формирование здорового образа жизни у молодежи имеет исключительное значение. Молодые люди составляют до 30% населения земного шара. В молодости (16-29 лет) закладывается основа трудовых, нравственных позиций, а также здоровья человека. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Однако известно, что за последние годы значительно возросло число детей с отставанием в умственном и физическом развитии, велик процент заболеваемости среди новорожденных, увеличилось количество девушек, имеющих хронические заболевания, а это будущие матери, носители генофонда нации. На это есть много причин, но не последнюю роль среди них играет нравственное и психологическое здоровье населения. К показателям нравственного нездоровья можно отнести и нашу «культуру» речи [1-3].
Каждый день мы взаимодействуем с внешним миром: наш организм подвергается воздействию неблагоприятных шумов окружающей среды, деструктивных звуков, мы сталкиваемся с социумом, влияние которого зачастую оказывается не самым лучшим [1,3].
Давным-давно В. Даль записал в свой знаменитый словарь поговорку: «Слово не обух, а от него люди гибнут». «Сквернословие — это склонность к совершению дурных поступков», — сказал Аристотель. Недаром, в древности сквернословов изгоняли из общества, как прокаженных. Однако если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, и других «опустившихся» лиц, то теперь всё в корне изменилось. Длительный стресс, который могут спровоцировать постоянные унижения от хама — коллеги или грубияна — одноклассника, приводит к психическим расстройствам, снижению иммунитета.
Проблема сквернословия в настоящее время очень актуальна. Бранные слова вошли в обыденную речь многих людей, и, что вызывает наибольшую тревогу, общество начинает воспринимать их как норму. Но особенно острой проблема сквернословия становится среди подростков. [4,5]
Сегодня подобная речь слышна везде: на улице, в транспорте, в кино, на телевидении, в семье и даже в школе. Кроме того, бранная речь является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость. Учеными доказано, что сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. Нам, живущим в плотно населенных городах, вряд ли удастся всегда ходить повсюду, заткнув уши берушами, но, создав вокруг себя прочное поле благополучия, гармонии и душевного здоровья, будет проще противостоять негативным вибрациям скверных слов. А, воспитывая своих детей в нужном русле, в идеале можно прийти к такому обществу, где нецензурная брань или оскорбления ближнего изживут сами себя [5,6].
Цель данной работы: изучить отношение учащихся старших классов гимназии и студентов высших учебных заведений к проблеме нецензурной речи, причины употребления ими бранных слов, предложить методы борьбы со сквернословием среди подростков.
Материалы и методы исследования: изучение и анализ литературных и информационных источников, добровольное анкетирование, а также анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности студентов и учащихся гимназии. Объект исследования – учащиеся 7 – 11-х классов УО «Гимназия № 10» и УО «Гимназия № 2» города Гродно (100 человек), студенты 1-3 курсов лечебного факультета УО «Гродненский государственный медицинский университет» (100 человек).
Результаты. По результатам проведенного нами добровольного анкетирования студентов Гродненского государственного медицинского университета получены следующие результаты.
В первую очередь рассмотрим ответ на вопрос «Используете ли Вы в своей речи бранные слова, маты и как часто?», так как именно это является отправной точкой в нашем исследовании. Отвечая на него, 40% респондентов указали, что используют такого рода выражения эпизодически, 30% — иногда и только 8% опрошенных — никогда. Однако, почти для 22% студентов ругательства и брань – это норма жизни, а именно: 4% опрошенных употребляют нецензурные слова в своей речи постоянно, а 18% — часто
Ответы на вопрос, «В каких ситуациях это происходит?» распределились следующим образом: вариант «случайно, не замечаю этого» выбрали 51% студентов, «выражаю свои эмоции» — 40%, «хочу оскорбить собеседника» — 2%, «это придает мне значимости» — 4% и 3% опрошенных — не используют такого рода слова в своей речи. Чаще всего подростки употребляют неприличные выражения в порывах гнева, ярости, ненависти (58%), однако, многие из них пользуются такими фразами или словами во время обычной беседы (42%).
Но, в то же время, 18% опрошенных студентов безразлично относится к тому, что кто-то использует бранную речь в их присутствии, в то время как у остальных ребят это, по меньшей мере, вызывает чувство отвращения (44%), либо говорит о невоспитанности (32%) или низком уровне культуры и образованности собеседника (6%).
Из всех опрошенных подростков 59% чаще всего слышат подобные слова из уст своих сверстников, по 13% — при общении с ребятами из своего окружения и сокурсников, 26% — в беседах с взрослыми и 2% — от родителей.
Отвечая на вопрос «Чем, по-вашему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?»  по 58% ребят считают, что это по причине низкого уровня культуры современного общества либо объясняют это свободой слова, 42% — думают, что виной всему безнаказанность.
Далее студентам были заданы вопросы «Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?» и «Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди (дети, подростки) не употребляли бранных слов в своей речи?». На первый вопрос ответы распределились следующим образом: 46% респондентов считают, что борьба с распространением сквернословия необходима, 49% — думают, что можно попробовать, но врятли что-либо измениться, а 5% — уверены, что этим заниматься бесполезно. Из тех ребят, которые высказались за необходимость принятия мер по искоренению бранных слов и выражений из современного языка общения, 52% — предлагают запретить употребление данных слов в общественных местах и местах массового собрания людей; 25% — считают, что необходимо исключить употребление данных слов при общении в семье; 4% — предлагают законодательно наказывать за употребление данных слов и 19% — считают необходимым запретить или вырезать бранные слова из фильмов, телепередач
По результатам анкетирования, проведенного среди гимназистов, установлено, что отвечая на вопрос «Используете ли Вы в своей речи бранные слова и как часто?», 45% респондентов указали, что используют такого рода выражения эпизодически, 26% — редко и только 11% опрошенных – никогда. Однако, почти для 18% школьников ругательства и брань – это норма жизни, а именно: 7% опрошенных употребляют нецензурные слова в своей речи постоянно, а 11% — часто.
Ответы на вопрос: «В каких ситуациях это происходит?» распределились следующим образом: вариант «случайно, не замечаю этого» выбрали 32% гимназистов, «выражаю свои эмоции» — 50%, «хочу оскорбить собеседника» — 6%, «это придает мне значимости» — 1% и 11% опрошенных — не используют такого рода слова в своей речи.
 Чаще всего подростки употребляют неприличные выражения в порывах гнева, ярости, ненависти (60%), однако, многие из них пользуются такими фразами или словами во время обычной беседы (40%). Результаты анкетирования показали, что почти половина (41%) опрошенных старшеклассников безразлично относится к тому, что кто-то использует бранную речь в их присутствии, в то время как у остальных ребят это, по меньшей мере, вызывает чувство отвращения (18%), либо говорит о невоспитанности (28%) или низком уровне культуры и образованности собеседника (13%).
Из всех опрошенных подростков 49% чаще всего слышат подобные слова из уст своих сверстников, по 18% — при общении с ребятами из своего окружения и одноклассников, 14% — в беседах со взрослыми и 1% — от родителей.
Отвечая на вопросы: «Как Вы думаете, наносит ли это вред Вашему здоровью?» и «Как Вы думаете, наносит ли это вред здоровью людям, с которыми Вы общаетесь?», большинство ребят (а именно, 77% и 82% соответственно) даже не догадываются о том, какой вред наносит сквернословие здоровью того, кто употребляет такого рода выражения, а также об отрицательном влиянии бранных слов на организм тех людей, рядом с которыми звучат эти с лова.
Отвечая на вопрос: «Чем, по-вашему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?» по 39% ребят считают, что это по причине низкого уровня культуры современного общества либо объясняют это свободой слова, 22% — думают, что виной всему безнаказанность.
Далее подросткам были заданы вопросы: «Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?» и «Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди (дети, подростки) не употребляли бранных слов в своей речи?». На первый вопрос ответы распределились следующим образом: 23% респондентов считают, что борьба с распространением сквернословия необходима, 39% — думают, что можно попробовать, но врятли что-либо измениться, а 38% — уверены, что этим заниматься бесполезно.
Из тех ребят, которые высказались за необходимость принятия мер по искоренению бранных слов и выражений из современного языка общения, 45% — предлагают запретить употребление данных слов в общественных местах и местах массового собрания людей; 25% — считают, что необходимо исключить употребление данных слов при общении в семье; 22% — предлагают законодательно наказывать за употребление данных слов и 8% — считают необходимым запретить или вырезать бранные слова из фильмов, телепередач.
Заключение. В результате анализа литературных данных и проведенной практической части работы можно выделить следующие факты:
— Проблема сквернословия и его влияния на здоровье давно волнует умы людей. Разные ученые проводят исследования для того чтобы доказать, что бранные слова оказывают негативное влияние на здоровье человека.
— В настоящее время мы можем услышать бранные слова в разных проявлениях: 1) привычная брань, как показатель полного бескультурья, 2) аффектное сквернословие для выражения чувств и эмоций, 3) эпатажное сквернословие, как вызов обществу или намеренное стремление нарушить общепринятые правила.
Результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
  1. Большинство опрошенных молодых людей используют бранные слова в своей речи эпизодически или достаточно редко, причем в большинстве случаев это происходит не заметно, для связки слов или с целью выпустить свои эмоции, снять стресс. Однако, для 18% гимназистов и 22% студентов (а это почти каждый пятый) ругательства и брань – это норма жизни. Те, кто со времен обучения в стенах гимназии употреблял нецензурные слова в своей речи, продолжают это делать, становясь студентами высших учебных заведений.
  2. Практически все респонденты не знают о том, какой вред наносят их здоровью бранные слова, но при этом не хотят, чтобы их будущие дети использовали эти слова в своем лексиконе.
  3. Большинство ребят — высказались за необходимость борьбы с употреблением нецензурной лексики среди молодежи. Подростками предлагалось ввести штрафы за использование бранных слов в общественных местах, исключить их употребление при общении в семьях, запретить или вырезать бранные слова из фильмов, телепередач, а также учиться сдерживать свои эмоции, читать больше литературы для увеличения словарного запаса.
Для того чтобы привычка «сквернословить» не стала нормой нашей жизни, не привела к непоправимым изменениям здоровья всего поколения и к вырождению нации в целом, необходимо уделять больше внимания вопросу влияния культуры речи на здоровье в школе, в семье, в средствах массовой информации, привлекать общественность, рассказывая молодым людям не только о вреде курения, алкоголя, наркотиков, но и о вреде сквернословия.
Список использованных источников
  1. Андросова, Ю. Вирус сквернословия / Ю. Андросова // Школьный психолог. – 2008. – Вып. 20. — С.49-52.
  2. Артюнина, Г.П. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: учеб. пособие / Г.П. Артюнина., С.А. Игнатькова – М.: Академический проект, 2009. – 560 с.
  3. Виноградов, С. Сквернословие / С. Виноградов // Наука и жизнь — 1993. – Вып. 4. — С.27-42.
  4. Интересы и потребности современных детей и подростков / Б. З. Вульфов [и. др.]; под ред. Б.З. Вульфова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2007. — 144 с.
  5. Кравцова, М. Плохие слова / М. Кравцова // Школьный психолог. – 2004. – Вып. 15. — С.15-21.
  6. Тимонина, О. Ю. О сквернословии /О. Ю. Тимонина //Воспитание школьников .- 2010.- Вып. 9.- С. 32-35
Запись опубликована в рубрике Проблемы речевой коммуникации. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Говор М.М. КУЛЬТУРА РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

  1. Maria Ivanuk говорит:

    Действительно, сегодня матерные слова — бич общества. Радует то, что одним из результатов работы стал отказ школьников от нецензурной брани.

    • Vlad Sinkevich говорит:

      Спасибо большое за хорошую оценку нашей работы! Да, действительно, к огромному сожалению, нецензурная брань в молодежной среде становится нормой! Но, как выяснилось в процессе прочитанного нами курса лекций на эту тему, полученные знания о вреде брани для здоровья самого ругающегося и здоровья людей его окружающих, заставляют задуматься. Проводя опрос слушателей после лекции, многие из них в своих ответах обещали что будут стараться употреблять такого рода слова и выражения как можно реже и другим будут советовать это делать. Еще раз спасибо за Ваш комментарий!

Добавить комментарий