Понятие величины возникло в древности и подверглось обобщению как свойство реальных объектов и явлений, которое можно подвергнуть измерению. Величина предмета определяется человеком только в сравнении с другой величиной – мерой. Мера является эталоном величины. В качестве эталонов величины выступают наши представления об отношениях между предметами, указывающими на место предмета среди других (большой, маленький, высокий, длинный, короткий, толстый, тонкий и т.д.).
Формирование представлений о величине предметов является важной задачей сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста, частью их математической подготовки. Как отмечает Л.С. Метлина [1], умение ребенка выделять величину и давать ей соответствующее название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это существенно влияет на появление у детей полных знаний об окружающей действительности.
Умение правильно определять и соотносить величину предметов, разбираться в параметрах протяженности предметов – необходимое условие и фундамент математического развития дошкольников. От практического сравнения величин предметов ребенок пойдет дальше к познанию количественных соотношений больше – меньше, равенство – неравенство [2].
Проблеме формирования представлений о величине предметов посвящены исследования ряда педагогов и психологов.
Л.В. Глаголева разработала систему занятий по формированию умений сравнивать предметы по величине, выделив в каждом из них 4 момента (образ, опыт, проверка и фиксация). В исследованиях З.Е. Лебедевой и Р.Л. Березиной доказано, что представления о величине надо формировать в комплексе с другими понятиями: число, форма, мера, пространство. Познанию детьми отношений в упорядоченном ряду посвящены работы Л.А. Венгер, Л.А. Левиновой, Е.В. Проскура и др. Л.Н. Павлова и Г.В. Тарунтаева обосновали, что уже на пятом году жизни детям доступно понимание мерки – предмета, с помощью которого можно сравнить по величине при условии вариативности упражнений. Н.А. Голубева изучила потенциальные возможности детей в определении величины на глаз.
Исследования учёных доказывают необходимость специальных упражнений в дифференцировке признака величины предметов и осуществлении измерений, поскольку понятие величины не формируется стихийно.
Средний дошкольный возраст является сензитивным для развития у ребенка представлений о величине предметов, так как на данной этапе у дошкольника происходит активное формирование наглядно-образного мышления, появляются задатки словесно-логического [3].
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием — важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов [4].
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики [5].
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников используют разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. В формировании представлений о величине предметов ведущим является практический метод. Суть его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.) [6]. В то же время традиционно используется обучение через игру, поскольку она является ведущим видом деятельности дошкольников.
Однако в практике работы возможности дидактических игр и упражнений для формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста используются не в полной мере. Не учитывается вариативность упражнений и усложнение игровых задач, не планируется последовательность работы по введению игр. В связи с этим проблема эффективности использования дидактических игр и упражнений в подготовке дошкольников является актуальной.
Для выявления педагогических условий эффективности использования дидактических игр и упражнений в процессе формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста нами было проведено исследование на базе Центра Развития Ребенка № 89 г. Гродно. В задачи исследования, проведённого в период педагогической практики в 2015 г., входило теоретическое обоснование особенностей формирования представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста и экспериментальная проверка системы дидактических игр и упражнений. Была выбрана экспериментальная группа (9 человек) и контрольная группа (9 человек).
Педагогический эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Констатирующий этап эксперимента проводился с целью диагностики уровня развития представлений о величине предметов. Детям было предложено 10 заданий. В качестве критериев оценки использовалась такая система:
0 баллов – ребенок не приступает к выполнению задания, или действует случайным образом; не воспринимает помощи со стороны; не понимает смысла задания.
1 балл – ребенок пытается выполнить задание; воспринимает помощь со стороны; может применить ее для выполнения задания.
2 балла – ребенок выполняет задание правильно и самостоятельно.
По каждому тесту определялось количество баллов (n).
Оценка успешности (ОУ) определялась по формуле: ОУ= n×100% / m,
где m – максимальное количество баллов, которые можно набрать по этому тесту (за10 заданий максимально можно набрать 20 баллов).
ОУ от 70 до 100% – высокий уровень
ОУ от 50 до 69 % – средний уровень
ОУ от 45 до 50 % – ниже среднего
ОУ от 45 % и ниже – низкий уровень
Диагностика показала, что у детей в экспериментальной группе преимущественно средний уровень развития представлений о величине предметов (6 человек). Высокий уровень показал 1 ребёнок, низкий – 1 ребёнок, ниже среднего – 1 ребёнок. В контрольной группе все дети продемонстрировали средний уровень развития представлений о величине предметов (9 человек).
На формирующем этапе эксперимента решались следующие задачи: определить критерии отбора дидактических игр и упражнений для формирования представлений о величине предмета; обогатить развивающую среду; разработать систему дидактических игр и упражнений; разработать проблемные ситуации.
Одним из условий эффективности использования дидактических игр и упражнений в процессе формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста является определение критериев отбора дидактических игр и упражнений. К ним относятся: соответствие содержания игр и упражнений задачам формирования представлений о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста; соответствие заданий наглядно-образному характеру мышления дошкольников; занимательность и практическая направленность упражнений.
Программой предусмотрено освоение способов непосредственного и опосредованного сравнения предметов по величине, упорядочения предметов по величине в процессе построения сериационных рядов. Приёмы приложения и наложения используют для непосредственного сравнения предметов по протяжённости. Если объекты сравнения нельзя расположить рядом, прибегают к сравнению при помощи предмета-посредника.
При построении упорядоченных по величине рядов используют анализ образца – эффективный приём обучения сериации, так как он направлен на обследование наглядно представленных предметов и способствует формированию понятия «отношение порядка» и его свойств. Правило выбора (выбирай каждый раз из всех полосок самую длинную или самую короткую) также служит средством построения упорядоченного ряда. Оно определяет последовательность действий – практическое или зрительное сопоставление элементов и выбор нужного. Осознание отношений порядка и его свойств в этом случае происходит на основе заданного способа действия самостоятельно, в результате выполнения задания. Проверкой правильности выполнения заданий на сериацию служит попарное сравнение предмета с «соседями» по ряду.
Мы разработали систему дидактических игр и игровых упражнений, проблемных ситуаций и апробировали ее на этапе формирующего эксперимента. В неё вошли дидактические игры: «Построим дом» (создание домов разных размеров из частей), «Говори наоборот» (противопоставление по признаку величины), «Сравни дорожки» (сравнение дорожек по длине и ширине), «Сбор урожая» (группировка по признаку величины в зависимости от размера корзинки и фрукта), «Прокати шарик по самой…» (выбор самой длинной или самой широкой дорожки и действия с шариком), «Кукла идёт в гости» (выбор платья соответствующего размера), «Разложи по размеру», «Посади ёлочки», «Наведи порядок» (упорядочение по признаку величины), «Ленточки» (раскрашивание определённым цветом самой длинной и самой короткой) и др. Игры и упражнения вводились поэтапно, с постепенным усложнением, сюжеты игр варьировались в зависимости от темы недели и программных задач.
Создание проблемных ситуаций обеспечило лучшее усвоение понятия величины. Так, например, предлагались ситуации на распределение посуды и предметов мебели между героями сказок по признаку величины, на выбор моста для машины определённой ширины, на подбор пары к ленточке для куклы и др.
Игры и проблемные ситуации использовались не только в процессе занятий, но и во всех формах работы: на физкультурных занятиях, в активном отдыхе, на прогулке и непосредственно в самостоятельной поисковой деятельности. Игровая форма работы способствовала поддержанию интереса, развитию представлений о величине предметов. Так, например, на прогулке велась беседа о сравнении деревьев по толщине (у дуба ствол толще, чем у сосны, а у сосны ствол толще, чем у берёзы, значит можно сравнить ствол дуба и ствол берёзы). Использовался практический эксперимент для отгадывания загадки: «Чем больше берёшь, тем больше она становится». Выкапывание ямки для растения помогает получить разгадку.
Заключительным являлся контрольный этап эксперимента, в ходе которого была проведена повторная диагностика уровня развития представлений о величине. Низкий уровень не наблюдался вообще, средний уровень показали 3 ребёнка, остальные – высокий. Степень прироста уровня развития представлений о величине в экспериментальной группе показана на диаграмме (рис.1). Следует отметить, что у детей контрольной группы произошёл меньший прирост уровня развития представлений о величине.
Таким образом, проведенная работа по формированию у детей представлений о величине средствами дидактических игр и упражнений дала положительные результаты. Полученные данные свидетельствуют о том, что прирост уровня развития представлений о величине в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Улучшение показателей обусловлено использованием системы дидактических игр и упражнений, проблемных ситуаций и игровых заданий.
Список использованных источников
-
Метлина, Л.С. Математика в детском саду / Л. С. Метлина. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
-
Бритун, С. В. Занятия по образовательной области элементарные математические представления / С. В. Бритун // Пралеска. – 2015. – № 1. – С. 75–78.
-
Глаголева, Л. В. Сравнение величин предметов в нулевых группах школ / Л. В. Глаголева. – М. : Просвещение, 1990. – 234 с.
-
Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 1974. – 423 с.
-
Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 1982. – 195 с.
-
Теория и методика математического развития дошкольников: Хрестоматия в 6 ч. – М., Педагогика, 1993. – Ч. 1. – 437 с.