Ганцевич И.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОТЕРАПИИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современные дети имеют большое количество страхов и фобий, уже начиная с дошкольного возраста. Современные учреждения образования в процессе своей деятельности используют различные методы и средства для снижения уровня страхов у детей. Одним из наиболее эффективных психокоррекционных средств является использование в работе с такими детьми изотерапии.
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах [1, с. 15].
Изотерапия решает ряд задач:
  1. Дает социально  приемлемый  выход   агрессивности   и   другим негативным   чувствам.   Работа   над   рисунками,    картинами, скульптурами является  безопасным  способом  выпустить  «пар»  и разрядить напряжение;
  2. Облегчает процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить  с  помощью  зрительных образов, чем  высказать  их  в  процессе  вербальной  коррекции. Невербальное общение легче ускользает от «цензуры» сознания;
  3. С помощью этого метода «прорабатываются» мысли и чувства, которые ребёнок  привык  подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
  4. Развивает чувство внутреннего  контроля.  Работа  над  рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм;
  5. Внимание концентрируется на  ощущениях  и  чувствах.  Занятия изобразительным  искусством  создают  богатые  возможности   для экспериментирования с кинестетическими и зрительными  ощущениями и развития способности к их восприятию;
  6. Развивается художественно-эстетический вкус, художественные способности  и  повысить   самооценку ребёнка. Побочным продуктом изотерапии является  чувство  удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов  и  их развития [2, с. 23-24].
Проблеме использования изотерапии в работе с детьми всегда уделялось большое значение. Первыми работами, посвященными детскому творчеству, являются статьи К. Риччи, в которых рисунки детей сравниваются с работами «дикарей». Традиция изучения детского искусства, начавшаяся в 80-е гг. XIX в. и продолжавшаяся затем в первой половине XX в., оказала заметное влияние на некоторых представителей психоанализа (А. Фрейд, К. Юнг и др.), а также на многих пионеров изо-терапевтического направления, работавших в русле психодинамического подхода (М. Наумбург, М. Ловенфельд и др.) [3, c. 21-22].
В начале XX в. американец Ф. Шоу начинает использовать в работе с детьми, так называемую технику «пальчиковой живописи». М. Ричардсон примерно в то же самое время с целью побуждения детей к спонтанному самовыражению начала применять «технику закрыты глаз». Она полагала, что, рисуя с закрытыми глазами, дети могут лучше настроиться на свой внутренний мир. Наиболее продуктивной в плане изучения художественного творчества и использования его исцеляющих возможностей с психоаналитических позиций оказалась деятельность К. Юнга, Э. Криса, М. Клейна, М. Милнера и др. Они создали первые аналоги современной динамически-ориентированной изо-терапевтической практики. В Европе основателями и «крестными отцами» изо-терапевтического направления нередко признают А. Хилла и Г. Рида [3, c. 23-25].
Для того чтобы понять, является ли на сегодняшний день использование изотерапии в психокоррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста по снижению у них уровня страхов актуальной темой либо нет, нами был проведен эксперимент. Проводился он нами на базе УДО № 78 г. Гродно, выборка составила 15 детей.
В ходе эксперимента нами использовались:
  • методика выявления страхов у детей посредством рисунков;
  • методика выявления страхов с помощью специального теста тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) [4, с. 19-28].
Детям предлагалось рисовать на следующие темы: «В УДО», «Семья», «Что мне снится страшное или чего я боюсь днём», «Что было со мной самое плохое или самое хорошее». Данная методика позволила нам понять интересы, увлечения, внутренние переживания детей, какие страхи у них имеются, какие отношения у ребенка отношения с родителями, каково его отношение к саду.
После анализа рисунков детей по заданным темам нами были получены следующие результаты:
  • рисунки на тему «В ДОУ» (40% — в центре сам ребенок; 35% — мало друзей среди сверстников; 25% — нет друзей среди сверстников);
  • рисунки на тему «Семья» (55% — ребенок ближе к маме или папе; 45% — ребенок между родителями);
  • рисунки на тему «Что мне сниться страшного или чего я боюсь днем» (60% — нарисовали свой страх; 40% — не нарисовали свой страх);
  • рисунки на тему «Что было со мной самое хорошее или самое плохое» (85% — хорошие эпизоды; 15% — плохие эпизоды).
Использование методики выявления страхов с помощью специального теста тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен) позволило нам на основании полученного материала вычислить индекс тревожности ребёнка (И.Т.), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14). Таким образом из 15 детей, которые принимали участие в тестировании, выявлено: 5 детей с высоким уровнем тревожности (И. Т. выше 50%), 7 детей со средним уровнем тревожности (И. Т. от 20 до 50 %), 3 ребенка с низким уровнем тревожности (И. Т. от 0 до 20%).
Исследование, которое было нами проведено, подтверждает, что в старшем дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они во многом носят возрастной переходящий характер. Поэтому чем раньше начата работа по преодолению и предупреждению страхов, тем больше вероятность их отсутствия в школьном возрасте. Если психологическая, родительская и медицинская помощь будет оказана в дошкольном возрасте, можно рассчитывать на эффект предупреждения развития психастенических черт характера и невроза у детей.

Список использованных источников
  1. Киселёва, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселёва. – СПб.: Речь, 2006. – С. 15.
  2. Копытин, А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. – Спб.: Лань, 1999. – С. 23-24.
  3. Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. – Спб.: Питер, 2002. – С. 21-25.
  4. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития: Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) / И.Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2002. С. 19-28.
Запись опубликована в рубрике Технологии обучения и воспитания дошкольников и учащихся. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий