Воложанинова А.Н. КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА (НА МАТЕРИАЛЕ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 6 КЛАССА)

Современный ученик должен быть компетентен не только в области одной конкретной дисциплины, он должен развивать свой кругозор и в других областях знаний. Об этом свидетельствует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, где четко прописана задача формирования метапредметных результатов [ФГОС, с. 5] у учащихся. В связи с этим была разработана культурно-просветительская программа «Число – месяц», в которой отражена связь между математикой и историческими событиями.
Учитель истории А.В. Морозов [1] в 2014 году, проанализировал результаты диагностики знаний обучающихся 6 класса по истории некоторых московских школ, сделал вывод о том, что примерно половина учащихся обладают знаниями на оценку «хорошо», одна треть на «удовлетворительно» и около десяти процентов на «отлично». Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что в культурно-просветительской программе имеет место интеграция математики с историей. С одной стороны некоторые ученики расширят свои знания в области истории, а некоторые узнают новые факты.

Культурно-просветительская программа – это достаточно новый вид деятельности, веденый ФГОС. С целью формирования у учащихся представления об использовании математики в истории, формирования личностных, познавательных УУД, формирования патриотизма была создана культурно-просветительская программа «Число – месяц». Данное мероприятие разработано для учеников 6 класса. Программа рассчитана на учебный год, по одному занятию в месяц (всего 9 занятий). Содержание занятия связано с важной датой текущего месяца. Также предусмотрены различные формы проведения уроков, например, написание исторического эссе, проведение творческого эксперимента, театральной постановки, работа по построению масштаба, просмотр мультфильма, написание письма неизвестному солдату. Примерный план культурно-просветительской-программы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Культурно-просветительская программа «Число – месяц»
Дата проведения Название занятия Краткое содержание Форма проведения
Сентябрь Вводное занятие. День знаний. Данное занятие вводное, оно должно настроить учащихся на рабочий лад. Поэтому необходимо рассказать о том, что 1 сентября празднуется примерно с IV в. в Риме. К концу занятия ученикам можно раздать листочки с изображениями ребенка, сидящего за партами и вместе подписать под каким углом надо держать ноги, спину и т.д. Беседа с использованием ИКТ.
Октябрь 28 октября 28.10.1962 г. Карибский кризис. Угроза ядерной войны. На данном занятии будет рассказано про секретную операцию «Анадырь». Беседа с использованием ИКТ.
Ноябрь 28 ноября 28.11.1918 г. Началась реставрация иконы «Троица» Андрея Рублева. В конце занятия учащиеся с учителем проведут эксперимент с окрашиванием листа. Беседа с использованием ИКТ.
Декабрь 27 декабря 27.12.1824 г. Состоялась первая публикация отрывков «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Театральная постановка.
Январь 28 января 28 января 1820 года русская экспедиция впервые увидела Антарктиду. На занятии будут рассмотрены записи экипажа, записи Лазарева. Будет подробно описан путь «Востока» и «Мирного». В течении занятия учащиеся будут подписывать на карте (или на контурной, или на распечатанной учителем), путь кораблей. Беседа с использованием ИКТ.
Февраль 23 февраля На данном занятии будет рассказано о подвиге Александра Матросова, его краткая биография. В конце занятия будет написано сочинение на тему «Один день на войне». Беседа с использованием ИКТ.
Март 22 марта 22.03.1988 г. самый большой в мире самолет Ан – 225 «Мрия» совершил полет, установив 11 мировых рекордов. В течении занятия учащиеся будут проводить масштабную ассоциацию с 5-этажными домами, другими самолетами, большими кораблями и т.д. Беседа с использованием ИКТ.
Апрель 26 апреля 26.04.1912 г. в России вышел первый в мире объемный мультфильм «Прекрасная Люканида, или Борьба рогачей с усачами» Владислава Старевича. В конце занятия будет просмотр мультфильма. Беседа с использованием ИКТ.
Май День победы. На этом занятии будет подробно рассказано о приближении дня победы Красной армии и советского народа над фашисткой Германией, о том, сколько человек погибло в этой войне. В конце занятия учащиеся напишут письмо неизвестному солдату. Беседа с использованием ИКТ.
Представленная программа позволяет учащимся расширить свой кругозор в области истории, а также повысить интерес к изучению математики, потому что на январском занятии можно рассчитать путь кораблей, на мартовском будут решаться задачи на составление масштаба. При организации октябрьского занятия по Карибскому кризису необходимо провести нить со встречей патриарха Кирилла с папой римским Франциском на Кубе 12.02.2016 г. В ноябре можно провести эксперимент по окраске салфетки в воде, чтобы учащиеся почувствовали тонкость работы по реставрации картин. Также работу можно разнообразить выпуском различных стенгазет, где будет отражена информация данного месяца.
Делая вывод, можно сказать, что данная программа будет полезна, а главное интересна учащимся, что несомненно будет способствовать мотивации в изучении математики.

Список использованных источников
  1. Морозов, А.В. Анализ результатов диагностики знаний обучающихся 6 класса по истории: статья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school-znak.ru/files/aadokument/MTSKO_analiz_work_6_2014.doс (дата обращения 25.03.2016).
  2. Стенгазета Шаги истории [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vk.com/shagi_istorii (дата обращения 26.03.2016)
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы естественнонаучного знания. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий